Дорога к храму - главная страницаРоссийская Информационная Сеть
  
НовостиХронологияСловарьКалендарь
 
История
Вавилонский пантеон
Ассирийский пантеон
Космогония
Храмы
Культ
Гадание
Жизнь после смерти
 
 
RIN.ru
Вавилонский пантеон

Бог Бел.    Вершину вавилонского пантеона занимает великая божественная триада: Ану, Бел, Эа. Они суть боги всего, что находится на небе, на земле и под землею. В сопоставлении их опять-таки отражается еще первобытный, природный взгляд.

     Ану, господь неба, находится в сообществе с Белом, занимающим в триаде место владыки земли и действующих на земле сил природы, и оба они соединены с Эа, водным богом города Эриду, которому в триаде принадлежат все тайные и чудесные подземные силы и который имеет свое местопребывание в безднах океана. Этому разделению почти соответствует и вавилонское представление о трех частях мира. Но в отношении к культу и Ану и Бел являются уже поблекшими звездами. Правда, им благоговейно даются места впереди всех других богов, и даже боги, имеющие дело с людьми и творящие для них, обращаются к ним с таким же благоговением, но все же от них осталось почти что одно имя. Они стоят слишком высоко и удалены на неизмеримое расстояние. Их воздействие на мир совершается посредством других великих богов, в особенности через посредство Сина, великого сына Ану, лучезарных солнечных богов, светом своим дарующих жизнь и благополучие, бога бурь, который, насылая на землю своих бушующих слуг и вестников, и оплодотворяет и губит, подобно древнему Белу; через Иштар, небесную царицу и владычицу земли, производительницу всего земного плодородия и мать всех творений. Только Эа и в культе занимает первое место, и даже когда Мардук и Гибиль, бог огня, или другие боги действуют по его поручению, передавая миру его мудрость, то сам Эа сохраняет свое положение творца и охранителя как бог неизмеримых и неистощимых жизненных источников подземного мира.

     Кроме Ану, Бела и Эа, существует еще другая великая триада: Син, Самас и Иштар или Син, Самас и Рамман. В них проявляется действие небесных богов на природу, непрерывное влияние, оказываемое ими на землю.

     Син, бог луны, со своим освещающим ночь светилом стоит всегда впереди солнца. Соответственно этому у семитических народов начало дня считается с захода солнца. Син уже в очень древние времена признавался отцом Самаса и Иштар.

     В одном гимне из Ура говорится, что Cин не имеет над собой никакого судьи. Он стоит выше судьи Самаса. Высокое его положение между богами обозначается в том же гимне тем, что он именуется великим Ану, производителем богов и людей и всех живых существ. Прежде всего он - бог растительного царства. По его слову произрастают растения и увеличивается плодородие стад. В своей возвышенной красоте он представляет собою первообраз царского сана; на нем надета блестящая царская корона, двурогая, наподобие двурогого серпа луны. В качестве Наннара, светящего, а также царственного, ему приписывается также деятельность Самаса: он приносит народам право и справедливость. Однако с божеством луны астральные понятия связаны теснее, чем с Самасом. Aстральный миф о лунном затмении, в котором рассказывается о нападении на бога луны семи злых духов и о спасении его Мардуком, носит народный характер. Выражения этого гимна "самотворящий" или "саморастущий плод" надо понимать исключительно в смысле небесного явления - роста луны.

     Замечательно, что в истории сотворения мира и потопа Син оказывается совершенно в стороне. В рассказе о сотворении мира о нем упоминается только как о божестве лунного светила, владеющем ночью и разделяющем время посредством своего венца (прибывающего и убывающего).

     Солнечный бог Самас в качестве сына Сина занимает положение ниже последнего, но как древний бог света он - великий, любимый богами и людьми. Он разделяет с Сином дело ежегодного оживления земли для произведения плодородной растительности и за это считается великим благодетелем людей. И в позднейшее время значение Самаса как небесного светила меньше, чем значение Сина. Конечно, его рассвет, победоносное его шествие по небесной тверди, лучезарный его путь - вБог Син принимает поклонение.се это изображается во всех видах и в высокопоэтической форме. Однако же поэтические картины солнца в гимнах и мифах не заслоняют собою представления о боге, царствующем на небесах, который проявляется в лучезарном величии солнечного света. . Более высокое понятие не уничтожается внешним представлением о движении солнца. Напротив, ни у какого другого божества нравственное значение не выступает в такой мере, как у Самаса: он есть судия небесного и земного мира, так как светом своим он проникает сквозь всякую темноту с высоты неба до самых скрытых глубин земли. Он есть великий судия богов, судия неба и земли. И суд свой творит он по правде. Поэтому он враг всяких ночных, темных дел. Преступники, воры и разбойники боятся его и трепещут перед ним, ложь бежит от него, и всякие ночные страхи, наводимые волшебниками и демонами, уничтожаются его ясным светом. Свет его проникает также и в скрытые тайны. Он узнает все тайны предвещаний и снов. А с другой стороны, этот же светлый бог есть благодетельный помощник и защитник слабого и угнетенного. Он может освободить связанного, больному даровать исцеление. Третье лицо второй божественной триады есть бог дождя и грозы, Рамман (это имя найдено написанным в одном заклинании фонетическим способом в выражении ilu Ram-ma-nu-ri-ig-su, что означает "Рамман (дает) грозовой дождь") "громовник" и вообще бог всех атмосферных явлений, происходящих между небом и землей. Бог дождя случайно называется и богом источников, хотя по первоначальному его значению этот эпитет к нему и не должен применяться. Бури - его вестники, и сам он называется Бурей, молнии - его оружие. Подобно Белу, функции которого перешли к нему, он имеет благодетельный характер, так как его дождь оплодотворяет землю, но он и страшен опустошительным действием стихийных сил. Поэтому, когда он ездит в гневе, сопровождаемый служащими ему демонами бурных ветров, уничтожая все на небе и на земле, то даже боги скрываются от его ярости. Заклинательные гимны и царские надписи (ассирийские) обращаются предпочтительно к Рамману, когда высказывается какое-нибудь страшное проклятие или желание какого-нибудь гибельного бедствия: его просят навести на вражескую страну или дом страшные бурные волны, зловредный дождь или опустошительный ураган, возмутить подданных против их властителей, принести с собой всякие бедствия, засуху и голод, своими страшными молниями разорить страну. В гимнах (преимущественно ассирийских) беспрестанно прославляется его всемогущая истребительная сила. Он изображается с пламенным мечом и громовыми стрелами. Рамман неразрывно связан с вавилонским сказанием о потопе. Он по преимуществу называется владыкою бурных волн. Хотя он и не принимает участия в совете богов, но исполняет их решение, по-видимому, в качестве заместителя именно Бела, с дикой радостью и страшною силой. С громом выезжает он в черной туче; его бурные вихри и волны достигают до неба, так что испуганные боги убегают. Всюду он является в качестве стихийного бога. Имя Мардука вместе с именами Сина и Самаса появляется в древнейших надписях вавилонских владетелей Но положение в пантеоне ни одного из богов не изменяется так сильно, как положение Мардука, до той поры, пока он не становится превыше всех В заклинании, найденном в Эриду, он называется сыном Эа. Отношения, в которых он состоит к древнему культу в Эриду, указывают на то, что уже в древнейшее время он считался в числе богов Вавилонии. Вначале ему поклонялись как богу солнца, который дает рожь, пшеницу и ячмень, заставляет произрастать зеленую траву и производить пищу для людей. Все надписи единогласно свидетельствуют о том, что он признавался богом утреннего солнца. Он называется сыном Эа или первородным океана, потому что утреннее солнце ежедневно подымается из глубины океана, победоносно разгоняя туманы. Ежедневной победе восходящего солнца над тьмой ночи соответствует ежегодная победа весеннего солнца, которое после пасмурных зимних месяцев шлет на землю свой сияющий свет. Что Мардук в этом двояком смысле почитался в Вавилоне, городе его культа, это доказывается происходящим из Вавилона изложением эпопеи сотворения мира, а также празднованием вавилонБог Самас и его эмблема на жертвеннике.ского праздника цакмуку. На рассвете дня, на рассвете весны (новый год) и, переносясь к началу мира, на рассвете творения проявляет Мардук свою победоносную силу. Как солнечный бог, восстающий из недр океана он есть бог мудрости, выносящий на свет тайны своего отца Эа, открываемые им богам и людям; он есть мудрость богов. Светлый и премудрый бог, он проникает взором своим внутрь человека; он есть бог чистых заклинаний, благодетельный посредник, передающий тайны Эа, разрушитель злых чар, прогоняющий демонов исцеляющий болезни, "любящий воскресение мертвых" (как бог весны), сострадательный бог.

: 1 : 2 : 3 : 4 :

Источник: http://www.furniterra.ru/news/companies/a619/.
Copyright © RIN 2002-   * religion@rin.ru