Дорога к храму - главная страницаРоссийская Информационная Сеть
  
НовостиХронологияСловарьКалендарь
 
История
Вавилонский пантеон
Ассирийский пантеон
Космогония
Храмы
Культ
Гадание
Жизнь после смерти
 
 
RIN.ru
Ассирийский пантеон

Ассирийское божество около финиковой пальмы.    Соседями вавилонян с севера были ассирийцы. По своему происхождению они родственны вавилонским семитам. Язык их есть наречие вавилонского языка, с небольшими изменениями. В древнейшие времена область их господства ограничивалась страной к востоку от Тигра. Эта местность представляет собою плоскую возвышенность, ограниченную с севера были горы Армении, а с юга нижним Забом, притоком Тигра. В древности главным городом ассирийского царства был Ассур на юге; но и Ниневия также существовала уже в доисторические времена. Оба города лежат на Тигре. Ассирия как и Вавилония, обязана своим естественным богатством протекающим по ней водным потокам, значение которых, как и в Вавилонии, усиливалось искусственной канализацией.

     По характеру своему ассирийцы значительно отличались от своих сродников по происхождению. Они были народом по преимуществу воинственным; высокие, крепкие по виду, преданные войне и охоте, мастера в военном искусстве и в постройке крепостей, они всегда рады были нападать и постоянно волновались воинственными тревогами. Все ассирийские цари были завоевателями и воинственными героями. Древнейшие исторические свидетельства об Ассирии восходят к 19-му веку до Р.Х., но достоверные сведения о событиях ее истории мы имеем лишь начиная с 15-го столетия. С 9-го века начинается стремление ассирийских царей ко всемирному господству, приведшее Вавилонию в непосредственную зависимость от Ассирии, продолжавшуюся до самого падения Ассирийского царства.

     Свою религию, за исключением культа национального бога Асура, ассирийцы взяли с ничтожными изменениями у вавилонян, хотя и возвысились до самостоятельности, ведя постоянные войны с Вавилонией. Крепкий строй вавилонских религиозных понятий не подвергся никакому воздействию с их стороны. Вавилонский пантеон был ими принят без изменения, с тем лишь единственным различием, что национальный бог занял место на самой вершине, выше великой божественной триады. Вавилонские священные места священны и для них, и город Мардука является целью паломничества ассирийских царей, владеющих Вавилонией. О степени их зависимости можно судить по тому, что они перенесли к себе всю заклинательную литературу вавилонян вместе с их астрологическими, математическими, космологическими и космогоническими представлениями и всей вавилонской демонской и волшебной нечистой силой. Они без всякого изменения употребляли вавилонские заклинательные гимны и молитвы как формулы, пригодные для их целей. В одном недавно найденном тексте из числа заклинательных писаний всего яснее виден способ пользования ими: один и тот же текст, повторенный слово в слово, встречается два раза, но во втором случае заклинание прилагается к факту, имеющему отношение к царю Асурбанипалу, и в тексте сделана соответствующая вставка. Таким образом одна заклинательная формула могла быть применена к любому случаю, подходящему в общих чертах к ее содержанию. В одном пункте религиозные условия Ассирии значительно отличаются от вавилонских: в Ассирии не было такого всемогущего жреческого сословия, как в Вавилонии, которое могло бы оказывать решительное влияние на государственные дела. Ассирийские цари присваивают высшие жреческие права себе самим.

     Три города по очереди были главными городами Ассирии: Ассур на юге, Нина (Ниневия) на севере и Калху (Келах) недалеко от Ниневии. К ним, в качестве четвертой резиденции, в царствование Саргона надо присоединить еще Дур-Саррукин в той же местности. Из этих городов Ассур и Ниневия суть места культа; таков же Арбаилу (Арбела) на востоке, бывший важным торговым городом. Ни Дур-Саррукин, ни Келах не имели самобытного,Рамман. коренного культа. Ассур был городом национального бога Асура и потому сохранил свое значение даже и тогда, когда уже не был столицей. Ниневия и Арбела посвящены были чествованию Иштар. В отношении арамейского влияния на религию Ассирии важнейшее место занимает старинный культурный центр северной Месопотамии, Харран. Это было священное место, пользовавшееся наибольшей известностью, и оттуда, может быть, ведет свое происхождение поклонение богу луны Сину.

     Как царь богов, Асур в ассирийском пантеоне стоит впереди всех других богов. В нем олицетворяется целость и единство ассирийского государства. Асур есть отец-покровитель ассирийской земли. Враги Ассирии суть и его враги, которых он, как вышний военачальник, разгоняет своею силою. Царь из его руки принимает свой венец и к его ногам слагает трофеи своих побед. Он предшествует царю на войне и также сопутствует ему в удовольствиях и опасностях охоты. Эмблематический знак бога Асура вышит на царских одеждах; он же находится на царской печати и на статуях, изображающих царя. Это изображение, похожее на египетские крылатые изображения солнечного диска и, может быть, оттуда и взятое: фигура бога с натянутым луком или вытянутой рукой с обеих сторон имеет крылья, а снизу оканчивается птичьим хвостом. Перед войском несли знамя, изображавшее в кругу над фигурой быка парящую фигуру бога Асура, спускающего стрелу из лука. Гимны, обращенные к Асуру, приписывают ему высочайшие божеские почести, подобные тем, какие в вавилонских гимнах к Мардуку приписываются этому вавилонскому царю богов. В разных случаях об Асуре говорится, что он царь всех богов, отец богов, царь неба и земли, повелитель всех богов, построивший небо бога Ану и основание земли, живущий в сияющем небе. Особенно замечательно относящееся к нему выражение, единственное в своем роде - так как относительно Сина такое же выражение имеет астральное значение,- "он есть творец самого себя".

     Особым почтением пользовался Рамман. Имя этого бога входит в состав царских имен древнейшего времени. Значение его в Ассирии обусловливалось разрушительной стороной его деятельности, которая наводила страх и которую старались направить на жизнь врага и на его дом и страну. В надписях он призывается преимущественно в качестве свидетеля проклятий. Ниниб (Адар) и Нергаль вместе с Асуром почитались как боги войны и охоты. Небо в течение некоторого времени имел свой совершенно особенный культ. В царствовании Рамманирари III (811-782) была даже сделана попытка поставить культ Небо впереди всех других. Многие статуи Небо, относящиеся к этому времени, найдены в Келахе. Посвятительная надпись на одной из них оканчивается таким увещанием: "О потомок, надейся на Небо, а на других богов не надейся".

     Рядом с Асуром стоит ассирийская владычица богов Иштар. Ей не только воздавалось поклонение в двух городах: Ниневии и Арбеле, но ниневийская Иштар и арбельская Иштар определенно различались одна от другой, так что в одном и том же перечислении богов назывались отдельно и та и другая. В Ассирии Иштар имеет строгий, мужественный, воинственный характер. Она есть царица войны и охоты она решает судьбу битв. В одной ассирийской молитве она изображается в одежде из пламени. Она распространяет вокруг себя ужасающий блеск и при случае посылает огненный дождь на неприятельскую страну. Надписи, посвященные ей, и изображения ее доказывают, что в Ассирии, как и в Вавилонии, существовало в то же время о ней и представление как о приветливой, ослепительно блестящей утренней звезде Но важнее то, что она идет впереди войска. В ночь перед опасным военным делом арбельская Иштар приходит во сне к призывавшему ее на помощИштар.ь Асурбанипалу. Она является ему с колчаном, луком и стрелами и с обнаженным острым мечом. Она. ободряет его ласковыми словами и обещает идти впереди его.

     С падением Ассирии и уничтожением Ниневии совершенно исчезают те незначительные особенности, какие отличали ассирийскую религию. О боге Асуре нет уж вовсе речи. Новохалдейское царство воспринимает всю остальную вавилонскую религию в том виде, в каком она была при ассирийском господстве, но культ Мардук и Небо у новохалдейских властителей указывает на то, что новая религия был продолжением прежней, вавилонской.

Copyright © RIN 2002-   * religion@rin.ru