Дорога к храму - главная страницаРоссийская Информационная Сеть
  
НовостиХронологияСловарьКалендарь
 
История
Вавилонский пантеон
Ассирийский пантеон
Космогония
Храмы
Культ
Гадание
Жизнь после смерти
 
 
RIN.ru
Гадание

    Широкое распространение в религиозной практике жителей Древней Месопотамии получило гадание. Гадали по облакам, по струйке дыма из курильницы (либаномантия), по пятнам масла, вылитого в воду (леканомантия), по поведению животных и птиц, бросая жребий, толкуя сны, наблюдая за небесными телами и атмосферными явлениями, наконец, по внутренностям жертвенных животных. Кроме того, создавались огромные сборники примет, куда заносили всевозможные странные факты (необычное поведение животных, рождение уродов и т. п.) и последовавшие за ними происшествия. Такие сборники должны были служить будущим поколениям предсказателей.

     Гадательная практика изменялась с течением времени, зависела она и от общественного положения того, кто обращался за предсказанием: одни способы использовались для царских гаданий, другие - в гаданиях простолюдинов. Предсказание будущего - это общение с божествами. Контакт с ними мог устанавливаться различными путями, но в принципе общение строилось по двум схемам: божество отвечает на точно сформулированный вопрос "да" или "нет" либо же сообщает гадателю нечто на понятном для него языке знамений и примет (схватка орлов, появление красных муравьев и т. п.).

     Простейшее древнемесопотамское гадание (кстати, практикуемое на Среднем Востоке и в наше время) заключалось в следующем: человек, задумав какое-то дело, выходил во двор или поднимался на плоскую крышу своего дома и "слушал улицу". Первые услышанные им слова и были ответом божества на заданный вопрос. Если прохожие говорили что-то приятное, значит, дело обещало быть успешным; если же они ссорились или речь шла о каких-то потерях, неудачах - значит на успех рассчитывать не приходилось. Гадание такого рода каждый мог совершить сам, но в более ответственных случаях следовало обратиться к специалисту. Недостатка в них не было.

     Предсказатель (бару) наливал масло в чашу с водой, держа ее на коленях. Растекание масляной пленки по поверхности воды, форма масляных пятен, прилипание масла к стенке чаши - все это было исполнено глубокого значения и истолковывалось в положительном или отрицательном для заказчика гадания смысле.

     Любопытны древние сонники - сборники толкований снов. Один такой сонник был найден в царской библиотеке Ашшурбанапала в Ниневии. Текст сонника разбит на разделы, в которых рассматриваются определенные действия, совершаемые во сне: еда, питье, путешествия: Упоминаются даже людоедство и поедание нечистот, а в разделе о путешествиях - сны о полетах, восхождении на небеса или посещении подземного царства.

     Но, пожалуй, самые важные гадания совершались по внутренностям жертвенных животных. Здесь существовало два направления: гадание по печени (гепатоскопия) и почти по всем внутренностям - дыхательным путям, легким, желчному пузырю, кишкам. Гадатель "призывал богов (чаще всего Шамаша или Аддада) "написать" ответ на его вопрос на внутренностях жертвенного животного. Затем, после соответствующих ритуальных действий, животное убивали и начинали изучать внутренности, тщательно отмечая состояние органов. Всякого рода смещения, уменьшенные или увеличенные размеры органов, изъяны и аномалии составляли основу для заключений о положительном или отрицательном ответе на заданный вопрос. Система признаков была детально разработана, а их значение известно специалистам. Сохранилось много глиняных моделей печени и других внутренних органов, на которых обучали начинающих предсказателей.

     Внимательно рассмотрев все знаки и учитывая значение каждого из них, гадатели подводили баланс и давали общее заключение - какой ответ начертало божество. В сомнительных случаях гадание приходилось повторять, иногда не один раз.

Copyright © RIN 2002-   * religion@rin.ru