Дорога к храму - главная страницаРоссийская Информационная Сеть
  
НовостиХронологияСловарьКалендарь
 
История
Минойские боги
Ахейский пантеон
Культ
 
 
RIN.ru
Культ

Кносский дворец. Около II тыс. до н. э.    Cогласно воззрениям минойцев, природный мир пронизан духами. Такая вера побуждала их превращать практически любое место в святилище, где они поклонялись своему пантеону. Например, пещеры позволяли им торжественно общаться с различными богами и силами тьмы. В тридцати скальных нишах на Крите было найдено бесчисленное множество глиняных приношений - следах свершавшихся здесь религиозных обрядов, сложенных в сырых и неуютных тайниках. В нескольких пещерах покрупнее сохранились золотые двойные секиры, бронзовые статуэтки, останки жертвенных животных.

     Многие горные вершины, вздымавшиеся вдали от дворцовой и деревенской суматохи, буквально усыпаны терракотовыми вотивными приношениями. Среди них есть несколько человеческих фигурок в молитвенной позе, но большинство составляют мелкие грубоватые изображения коз и овец. На священных пиках были найдены и глиняные изображения различных частей тела: это говорит о том, что дары предназначались божеству-целителю. Наверное, с наступлением ночи минойцы разжигали на этих священных местах, вознесенных к самому небу, большие костры и бросали в пламя свои дары.

     Судя по иконографии минойских фресок, украшений и прочих предметов искусства, они создавали священные убежища и прямо в сельской местности - возле рощ с оливковыми и фиговыми деревьями, плоды которых так много значили для благополучия критского хозяйства.

     Культовыми постройками на Крите были монументальные здания, "дворцы", служившие одновременно резиденциями царей-жрецов, - комплексы помещений церемониального и культового назначения, со сценическими площадками для религиозных действ, бассейнами для ритуальных очищений.

     Среди этих комплексов выделялся своими масштабами (общая площадь 16 тыс. кв.м) и свободной, усложнённой планировкой Кносский дворец. Он создавался в течение нескольких столетий. В центре Кносского дворца находился весьма обширный двор, который, видимоКолонны Кносского дворца, имел культовое назначение. К этому двору со всех сторон примыкали многочисленные помещения, выполнявшие различные назначения, как хозяйственные, так и жилищные, с верандами, галереями, колоннадами, бассейнами и лестницами. Многие из этих помещений были расположены на разных уровнях и освещались с помощью световых колодцев.

    Стены комнат были украшены декоративными росписями.

     Даже в том разрушенном состоянии, каком мы их видим сейчас, дворцовые комплексы Крита выглядят впечатляюще. Примером тому является не только Кносский дворец, но и дворец в Фесте (2000-1500 гг. до н.э.) на юге Крита.

     Фрески, украшавшие стены "дворцов", были великолепными произведениями религиозного искусства и изображали жрецов и жриц, участников жертвоприношений и празднеств в честь бога-быка и его супруги - богини плодородия. Предназначенные для богов дары занимали площадку, над которой возвышались схематические изображения бычьих рогов (рога-посвящения). Между ними помещался двойной топорик - лабрис. "Отведав" крови жертв, он сам становился символом божества и объектом культа. На стенках одного саркофага изображено поклонение лабрису, в котором участвуют жрецы. Богине-матери, ведавшей плодородием, посвящались змеи и голуби.

     В жертву богам приносили не только животных. Археологические исследования последних лет убедительно доказывают тот факт, что на Крите в минойскую эпоху практиковались человеческие жертвоприношения. В 1979г. греческие археологи супруги Сакелларакисы при раскопках древнего святилища в Анемоспилии обнаружили останки юноши со следами насильственной смерти в характерной позе жертвенного животного. Рядом был найден сосуд, в который, очевидно, была собрана кровь жертвы. Чуть позднее британский археолог Питер Уоррен, производя раскопки изысканного позднеминойского здания к северо-западу от Кносса, обнаружил подземное помещение со множеством больших сосудов, заполненных расчлененными частями чеТронный зал Кносского дворцаловеческих, в основном детских, скелетов с зарубками на некоторых костях. Таково ужасающее свидетельство экстатического культа божества, известного и позже, в классическую эпоху под именем Зевса Критского. Его культом ведали юные воины-куреты, совершавшие в бронзовых доспехах священную пляску.

    Эта архаическая коллегия (объединение жрецов) сохранялась и в классическую эпоху, вызывая удивление греческих авторов. Человеческие жертвоприношения были восприняты у критян ахейцами, о чем свидетельствуют надписи с упоминанием рабов, поступающих в распоряжение бога.

Акустический поролон цена. . гостиничные телевизоры
Copyright © RIN 2002-   * religion@rin.ru