Cогласно воззрениям минойцев, природный мир пронизан духами. Такая вера побуждала их превращать практически любое место в святилище, где они поклонялись своему пантеону. Например, пещеры позволяли им торжественно общаться с различными богами и силами тьмы. В тридцати скальных нишах на Крите было найдено бесчисленное множество глиняных приношений - следах свершавшихся здесь религиозных обрядов, сложенных в сырых и неуютных тайниках. В нескольких пещерах покрупнее сохранились золотые двойные секиры, бронзовые статуэтки, останки жертвенных животных.
Многие горные вершины, вздымавшиеся вдали от дворцовой и деревенской суматохи, буквально усыпаны терракотовыми вотивными приношениями. Среди них есть несколько человеческих фигурок в молитвенной позе, но большинство составляют мелкие грубоватые изображения коз и овец. На священных пиках были найдены и глиняные изображения различных частей тела: это говорит о том, что дары предназначались божеству-целителю. Наверное, с наступлением ночи минойцы разжигали на этих священных местах, вознесенных к самому небу, большие костры и бросали в пламя свои дары.
Судя по иконографии минойских фресок, украшений и прочих предметов искусства, они создавали священные убежища и прямо в сельской местности - возле рощ с оливковыми и фиговыми деревьями, плоды которых так много значили для благополучия критского хозяйства.
Культовыми постройками на Крите были монументальные здания, "дворцы", служившие одновременно резиденциями царей-жрецов, - комплексы помещений церемониального и культового назначения, со сценическими площадками для религиозных действ, бассейнами для ритуальных очищений.
Среди этих комплексов выделялся своими масштабами (общая площадь 16 тыс. кв.м) и свободной, усложнённой планировкой Кносский дворец. Он создавался в течение нескольких столетий. В центре Кносского дворца находился весьма обширный двор, который, видимо, имел культовое назначение. К этому двору со всех сторон примыкали многочисленные помещения, выполнявшие различные назначения, как хозяйственные, так и жилищные, с верандами, галереями, колоннадами, бассейнами и лестницами. Многие из этих помещений были расположены на разных уровнях и освещались с помощью световых колодцев.
Стены комнат были украшены декоративными росписями.
Даже в том разрушенном состоянии, каком мы их видим сейчас, дворцовые комплексы Крита выглядят впечатляюще. Примером тому является не только Кносский дворец, но и дворец в Фесте (2000-1500 гг. до н.э.) на юге Крита.
Фрески, украшавшие стены "дворцов", были великолепными произведениями религиозного искусства и изображали жрецов и жриц, участников жертвоприношений и празднеств в честь бога-быка и его супруги - богини плодородия. Предназначенные для богов дары занимали площадку, над которой возвышались схематические изображения бычьих рогов (рога-посвящения). Между ними помещался двойной топорик - лабрис. "Отведав" крови жертв, он сам становился символом божества и объектом культа. На стенках одного саркофага изображено поклонение лабрису, в котором участвуют жрецы. Богине-матери, ведавшей плодородием, посвящались змеи и голуби.
В жертву богам приносили не только животных. Археологические исследования последних лет убедительно доказывают тот факт, что на Крите в минойскую эпоху практиковались человеческие жертвоприношения. В 1979г. греческие археологи супруги Сакелларакисы при раскопках древнего святилища в Анемоспилии обнаружили останки юноши со следами насильственной смерти в характерной позе жертвенного животного. Рядом был найден сосуд, в который, очевидно, была собрана кровь жертвы. Чуть позднее британский археолог Питер Уоррен, производя раскопки изысканного позднеминойского здания к северо-западу от Кносса, обнаружил подземное помещение со множеством больших сосудов, заполненных расчлененными частями человеческих, в основном детских, скелетов с зарубками на некоторых костях. Таково ужасающее свидетельство экстатического культа божества, известного и позже, в классическую эпоху под именем Зевса Критского. Его культом ведали юные воины-куреты, совершавшие в бронзовых доспехах священную пляску.
Эта архаическая коллегия (объединение жрецов) сохранялась и в классическую эпоху, вызывая удивление греческих авторов. Человеческие жертвоприношения были восприняты у критян ахейцами, о чем свидетельствуют надписи с упоминанием рабов, поступающих в распоряжение бога.
|