Дорога к храму - главная страницаРоссийская Информационная Сеть
  
НовостиХронологияСловарьКалендарь
 
История
Минойские боги
Ахейский пантеон
Культ
 
 
RIN.ru
Минойские боги

Богиня со змеями.    Судя по преобладанию женских идолов среди древнейших изваяний, найденных на Крите, можно заключить, что превыше всего в минойских верованиях почиталась Великая богиня. Она повелевала всей природой - ветвью с зелеными листками, колосящейся нивой, зверями малыми и большими, морскими дивами, громом земным и небесным, и даже самим плодородием. Была она столь вездесуща, а культ ее столь неистребим, что ахейцы- завоеватели включили ее, как и множество других минойских составляющих, в собственную культуру. В их пантеоне богиня стала покровительницей стад, урожая и домашнего хозяйства.

     Была ли она единым божеством, или могла принимать различные облики - определить невозможно, так как не существует текстов, которые на протяжении тысячелетий поясняли бы точный смысл скульптур и других изображений, представляющих ее в самых разнообразных формах, одеяниях и позах.

     Крит был не единственным местом, где чтили эту богиню. По всему Эгейскому морю находили священные статуэтки, насчитывающие свыше 8000 тыс. лет и относящиеся к началу неолитической эпохи. Чаще Игры с быком. Фреска.всего это женские идолы с гипертрофированными гениталиями - атрибутами богинь плодородия, - или посвятительные дары этим богиням. Мужские божества появились значительно позже.

     Греческие мифы изображают бога Зевса родоначальником критских царей -Миноса, Сарпедона и Радаманта, повествуя о том, как он в облике быка переплыл бушующее море и доставил на остров их будущую мать, финикийскую царевну Европу.

     И в самом деле, на прародине земледелия возникло представление о соединении бога-быка и богини-коровы, от которого взяли свое начало священная царская власть и магическая основа государственности. Рожденный от этого брака царь был наделен священной властью сроком на девять лет, после чего ему требовалось получить от бога подтверждение своих полномочий на следующее девятилетие.

     Основной миф восходящего к глубочайшей древности культа плодородия иллюстрируется многочисленными памятниками критского искусства, из которых наиболее впечатляют фрески, печати и рельефы, изображающие игры с быками. В сценах древней "корриды" участвуют бешено несущиеся быки и юноши, проделывающие на спинах животных и даже на их рогах головоломные трюки. Скорее всего усмирители быков получали право выступать их "заместителями" в ритуальном браке с "богинями-матерями" - пленительными жрицами, изображенными на тех же фресках с обнаженной грудью, но в длинных юбках, закрывающих ноги.

     Отголосок того же критского мифа слышен в рассказах греков о Минотавре (быке Миноса), жившем в лабиринте, куда ему доставляли на съедение юношей и девушек, и о царевиче Тесее, убившем Минотавра и освободившем Афины от позорной дани.

оборудование для конференц залов
Copyright © RIN 2002-   * religion@rin.ru