Дорога к храму - главная страницаРоссийская Информационная Сеть
  
НовостиХронологияСловарьКалендарь
 
История
Пантеон
Космогония
Места почитания богов
Культ
Влияние религии Ханаана
 
 
RIN.ru
Пантеон

    В угаритских текстах боги подобны людям и отличаются от них лишь огромным могуществом и бессмертием. Они любят, ненавидят, собираются на советы, воюют друг с другом. Им ведомы все человеческие чувства и пороки. Картина жизни богов по угаритским поэмам - зеркальное отражение жизни народа, населявшего морское побережье.

     Пантеон Ханаана возглавлял Илу. Имя это на языках других семитских народов звучало как Эль, Элим, Элохим, Илум, Аллах и служило обозначением бога вообще, а у евреев и арабов обозначало единственного Бога. От Илу происходят многие распространенные ныне имена: Миха-ил (Микаэль), Гаври-ил (Габри-эль), Саму-ил (Саму-эль). Эти имена переводятся с семитского. Так, имя Самуил состоит из двух слов: "саму" ("имя") и "ил" ("бог"), следовательно, оно означает: "Мое имя бог". Современные европейские языки в соответствии со своими законами превращают, например, семитского Иоанна во французского Жана, английского Джона, русского Ивана. Таким же образом и Илу в древних семитских языках становился Элем, Элохимом, Аллахом и т. д.

     Древние боги, подобно людям, имели отчества и прозвища. Не было отчества только у Илу, поскольку он не имел ни отца, ни матери. Он считался родителем других богов и богинь, старейшим из них. Отсюда его прозвища: Создатель богов, Творец всех творений, Вечный отец, Владыка лет, Отец человеков. Видимо, из древнейших культов почитания животных пришло прозвище Илу-Бык.

     В угаритских поэмах Илу - благообразный старец с седой бородой, обычно живущий в своем доме "у устья реки, у истоков океанов обоих". Он восседает на троне, с которого иногда спускается, а в случае опасности даже прячется в других помещениях дома Супруга Илу богиня Асират считалась матерью богов и одновременно выступала как богиня моря.

     Имя другого главного бога угаритян - Балу (Баал) - может быть переведено как "господин", "князь". Его прозвища - Силач, Могучий - указывают на то, что он мыслился сильнее других богов. Иные эпитеты Балу указывют на местность, считавшуюся его владениями. Так, прибавление к имени Балу слова "Хаману" (или позднее "Хаммон") свидетельствует, что он считался владыкой горного хребта Аман, скорее всего того самого, который упоминается в библейской Песни Песней как обиталище барсов и львов.

     Отцом Балу считался Дагану (Дагон), податель пищи вообще и рыбной в частности, ибо в семитских языках "даг" - рыба. Но нередко Балу почтительно называют "сыном Илу". На Востоке понятия "отец" и "сын" не обязательно характеризовали родственные отношения и могли указывать просто на принадлежность к старшему и младшему поколениям. В одной из угаритских поэм Балу выступает как божество, дарующее дождь. Подобно индийскому подателю дождя, богу грозы Индре, Балу защищал земли от засухи. Главный подвиг Индры - победа над змеем Вритрой, виновником великой засухи. Одно из деяний Балу - победа над семиголовым драконом Латану, которого называют также Властителем и "Гибким змеем".

     Боги Угарита имели жен и детей, но могучий воитель Балу, согласно мифам, не имел поначалу "ни дома, ни двора", как не имел его и Яхве, единый Бог Израиля, живший в скинии (шатре). Однако упоминаются дочери Балу - Пидрай (видимо, Жироносная), Талай (Росная) и Арцай (Земная). Но возможно, что это не дочери, а жены Балу.

     Главным противником Балу в религии Ханаана выступает бог смерти и засухи Муту, столь же могучий, как он: "Балу силен, но и Муту силен". Он пребывает в подземном мире, властителем которого является, но одновременно возвышается до самых вершин Вселенной: "Губа до земли, губа до небес, а язык до звезд". Он способен проглотить любого. Вражда между Балу и Муту носит космический характер.

     Ареной их схватки служит вся земля, а от результата единоборства зависят жизнь и смерть не только людей, но и небожителей. Не случайно, узнав о поражении Балу, Илу предвещает, что и ему вслед за Балу придется опуститься в подземный мир, в царство Муту. Описания владений Муту довольно скупы. Названы лишь части подземного мира и "грунтовые воды", от которых производится отсчет слоев, населенных душами мертвых и их мучителями - подземными богами.

     Среди женских божеств наиболее активна богиня Анату (Анат). К ней часто применялся эпитет Дева. В своем первоначальном значении Анату - богиня-охотница, что сделало ее и покровительницей царей, ибо охота - их любимое времяпрепровождение. Анату охотится в подземном мире, обшаривая там в поисках дичи горы и холмы. Балу, приглашающий богиню в свое горное гнездо, для нее - далеко живущий бог. Но для любви Анату к Балу, "как для телицы к быку", расстояние не помеха. Ее не останавливает даже смерть возлюбленного. Она вступает в поединок с Муту и, победив его, возрождает Балу к жизни.

     Как богиня-охотница Анату отличается неистовостью, жестокостью и кровожадностью и повергает этим в страх самого Илу. Убийство доставляет ей наслаждение. Можно предположить, что Анату была судьей жестокого обряда посвящения (существовавшего у всех народов земли), пройдя через который юноши считались мужчинами.

     Постоянным персонажем угаритских поэм является бог, которого называют Кусар-и-Хусас (Пригожий-и-мудрый). Личное имя этого бога, обитающего в подземном мире, вызывало ужас, как и он сам, и поэтому держалось в тайне. Пригожий-и-мудрый - мастер на все руки: строитель, кузнец, литейщик, сапожник. Он владеет кузницей, использующей подземный огонь, где создает оружие и орудия труда. Кузницу Пригожего-и-мудрого помещали на острове Крит.

     Стихию моря ханаанеи отдали Йамму ("море"), божеству жестокому, грозному и деспотичному, претендующему на власть над всем миром. Подобно Илу и другим богам старшего поколения, он - обладатель дворца, куда другие боги вынуждены являться с данью. Именно Йамму на собрании богов требует, чтобы Балу стал его рабом, но Балу побеждает Йамму, сто должно, видимо, символизировать победу добра над злом.

     У ханаанеев, как и у других западных семитов, богом Луны был Йарих, в то время как у восточных семитов существовала богиня луны Нингаль (Никкаль).

     Из Месопотамии в Ханаан пришло почитание многих богов. Владыка грозы вавилонский бог Адад, символом которого были перекрещивающиеся молнии, стал почитаться как Баал-Хадад. Местом его почитания была гора Цапон. Воплощению планеты Венера, вавилонской богине любви и плодородия Иштар, соответствовала ханаанская богиня Астарта. В Ханаане почитался и супруг Астарты - Астар, ставший богом племен Аравии. Впоследствии в Ханаане Астарта и Анату слились в облике богини Атаргитис. Аккадскому богу солнца Шамашу соответствовала ханаанская богиня Шапашу, считавшаяся "лампадой Илу" и выступавшая в битве Муту и Балу на стороне последнего.

     В конце II тыс. до н. э. достигают расцвета города финикийского побережья Ханаана Тир и Сидон, в которых на первый план выдвигаются культы местных богов. Верховным богом здесь становится Мелькарт (Царь города). В Тире каждую весну отмечался праздник пробуждения Мелькарта, на который съезжались представители дочерних поселений Тира, "матери городов". В Берите выделяется свой покровитель города - Йева, и вокруг него складывается сопутствующий цикл мифов.

    

https://salehard.audioprofi.ru/
Copyright © RIN 2002-   * religion@rin.ru