Дорога к храму - главная страницаРоссийская Информационная Сеть
  
НовостиХронологияСловарьКалендарь
 
История
Майя
Ацтеки
Чибча-муиски
Инки
 
 
RIN.ru
Инки

    По соседству с чибча-муисками существовала великая империя - государство инков. Оно сложилось в первой половине II тыс. н. э. и занимало территорию нынешнего Перу, части Эквадора, Боливии, Аргентины и Чили.

     Обожествление Солнца - явление распространённое во многих уголках земного шара, но инки превзошли в этом все племена и народы, назвав себя "сыновьями Солнца". Изображение светила в виде золотого диска с человеческим лицом служило предметом официального культа. С именем Солнца связаны и две наиболее известные легенды об основании империи инков.

     Когда-то из озера Титикака вышли супруги (они же - брат и сестра) Манко Капак и Мама Окльо. От своего отца Солнца они получили волшебный золотой жезл. Этот жезл должен был указать им, где следует основать город и страну. Долгими и трудными были их поиски. Жезл не реагировал ни на горы, ни на долины, но в один прекрасный день на холме Уананкауре он вдруг ушёл в землю. Так и возник город Куско (столица империи инков), а Манко Капак воздвиг дворец Кельккампата, руины которого можно увидеть и сегодня.

     Другая легенда рассказывает о том, как из пещеры, имевшей четыре окна, вышли четыре пары мужчин и женщин. Мужчины были братьями Айар. Все они решили идти за Солнцем. Трудности неведомого пути не пугали их, так же как и сражения с воинственными племенами, встреченными по дороге. Однако после очередной битвы уцелели лишь Айар Манко и его жена Мама Окльо; остальные или погибли, или превратились в камни. Эта единственная пара дошла до Куско (что означает "пуп" или "сердце") и там основала империю.

     Озеро Титикака непосредственно связано с рождением Солнца. Индейцы аймара, жившие с глубокой древности в окрестностях этого озера, верили в то, что бог-творец Виракоча, или Тонапа, появился на земле из храмов озера и создал Солнце и другие небесные светила. Виракоча - загадочный "белый" бог - высокий, сильный, одетый во всё белое. Он решителен и всемогущ. Когда этот бог появился в Андах впервые, люди встретили его весьма враждебно, и, чтобы его признали богом, ему пришлось даже призвать с неба огонь и "зажечь гору", отсюда, видимо, и происходит имя Виракоча (Лавовое озеро). Не случайно храм Виракочи находился у подножия потухшего вулкана, в долине Уилькамайо.

     На территории огромной империи инков Солнце было известно под различными именами, самое распространённое и популярное из них - Инти. В некоторых районах империи Виракоча и Инти воспринимались как одно и то же божество.

     Весьма почитался также бог огня Пачакамак, заново оживлявший всё, что было создано, а затем погибло по тем или иным причинам. Среди инкских богов первой величины выделяются Часка (Венера), Чукуилья (богиня молнии), Ильяна (бог грома), Пачамама (богиня плодородия), Килья (богиня Луны, сестра и жена Солнца, покровительница замужних женщин) и Кон (бог шума).

     Верховный Инка (император) признавался потомком Солнца. Примечательно, что в состав императорской семьи помимо жён и детей официально входил и Верховный Жрец (Вильяк Уму). Тем самым подчёркивалось божественное происхождение последнего.

     Жречество было многочисленным и делилось на несколько категорий: вилъяки - жрецы и прорицатели; пунчавилъяки и интипвипьяки - жрецы Солнца; малькипвильяки - жрецы усопших; мсшакуны - жрицы. Особую категорию служительниц культа составляли алькас - "девственницы Солнца", проживавшие в специальных храмах - алькауасисах. Их набирали из клана Верховного Инки начиная с девятилетнего возраста. Они становились хранительницами солнечного огня, и, кроме того, в их обязанности входило шитьё одежды для Инки и его приближённых и приготовление пищи и напитков для императорской семьи в праздничные дни. Значительную часть жрецов составляли уакаквыльяки, главной задачей которых было отправление культа того или иного идола - уака.

     КАЛЕНДАРЬ

     Инкский календарный год строился по аграрно-религиозному принципу. Он начинался в декабре с одного из самых важных праздников - Капак Райми. Шестой месяц (май) посвящался кукурузе и слявился традиционным праздником Айморайем. В следующем месяце инки с большим размахом чествовали своего самого важного бога - Солнце. В день праздника Инти Райми солнечные лучи собирались вогнутым зеркалом, и с его помощью зажигался священный огонь. Фактически в солнечные тона были окрашены все праздники инков. В сентябре отмечался праздник урожая Си-туа, когда чествовали Луну и Койю - жену-королеву, главную из многочисленных жён Верховного Инки. Это были дни очищения. До блеска отмывались улицы и дома, толпы людей с идолами и мумиями предков собирались около храмов и умоляли богов избавить их от всех болезней, от всех напастей, причинённых землёй, ветром, радугой. Они просили также помочь растениям и ламам (лама - основное хозяйственное животное инков). Праздник сопровождался шумным весельем, ведь именно крики собравшихся должны были напугать болезни и помочь богам изгнать их навсегда.

     Религиозные представления находили отображение и в названии месяцев: Капак Райми - праздник императора (декабрь); Самай Килья - месяц отдыха (январь); Койя Райми - праздник "королевы" (сентябрь) и т. д. Очень необычным, по крайней мере на современный взгляд, был Айя Мар-кай Килья - месяц извлечения из могил усопших (ноябрь). В эти дни останки умерших извлекались на поверхность. Их наряжали в лучшие одежды, черепа украшали перьями и вместе с предназначавшимися им едой и напитками выставляли в самых людных местах. Повсюду звучали песни, водились хороводы, т. к. инки считали, что вместе с ними пляшут и поют их предки. Затем останки клали на носилки и носили из дома в дом. В конце этих ритуальных торжеств, прежде чем снова предать мертвых земле, в погребения знатных усопших ставили золотые и серебряные блюда с пищей, а в могилы простого люда - посуду поскромнее.

    

    

led экраны для помещений
Copyright © RIN 2002-   * religion@rin.ru