Дорога к храму - главная страницаРоссийская Информационная Сеть
  
НовостиХронологияСловарьКалендарь
 
История
Космогония
Пантеон
Храмы и обряды
Герои эпоса
Конец света
Малый народец
 
 
RIN.ru
Храмы и обряды

    Немецкий хронист XI в. Адам Бременский описывает главный храм шведов (свеев) в Упсале, расположенный рядом с огромными курганами конунгов (правителей) из династии Инглингов. Прародителем этой династии, по преданию, был сам бог Фрейр. Возле храма течёт священный источник и растёт священное дерево - таким образом, сам храм воплощает вселенную с Мировым Древом и центр мира. В храме, украшенном золотом, стоят статуи трёх главных богов древних германцев. В середине - статуя Тора, который считается самым могущественным (покровителем всех людей). По сторонам - идолы Вотана (Одина) и Фрикко (Фрейра). Тор, в описании хрониста, держит в руках скипетр (имеется в виду молот), наподобие Юпитера. Он владычествует в воздухе, правит громом и молнией, ветром и дождём, от него зависят погода и урожай. Вотан одет в доспехи, он вселяет в людей храбрость, покровительствует воинам. Фрикко даёт мир и сладострастие, он изображён с огромным детородным органом. Жрецы приносят этим богам жертвы:

    Тору - в случае голода или чумы, Вотану - во время войны, Фрикко - когда справляются свадьбы. Как явствует из этого описания, в конце языческой эпохи (к XI в.) Тор, видимо, стал оттеснять Одина как главу пантеона в верованиях скандинавов.

     На языческом празднике, проводившемся каждые девять лет, в Упсале совершались жертвоприношения: людей и животных вешали на деревьях, растущих вокруг храма. Упсала была культовым центром всех свеев.

     Обычно же у скандинавов и германцев не было ни монументальных храмовых построек, ни помпезных культовых процессий. Традиционную культовую церемонию скандинавов эпохи викингов описал учёный араб Ахмед Ибн Фадлан, который видел скандинавских купцов и дружинников, называвших себя русами, на Волге в Х в. На пристани, куда прибыли корабли русов, имелось святилище, где стояли деревянные идолы: большой идол главного божества и меньшие статуи его "жён и детей". Русы подносили главному идолу хлеб, мясо, лук и т. п., перечисляли перед ним все свои товары и просили послать удачу в торговле. Если бог не помогал, пытались умилостивить также его жён и детей. После удачного торга в жертву приносили животных, мясо которых оставляли возле идолов, а головы вешали на деревянные шесты; ночью, как пишет Ибн Фадлан, приходили собаки и пожирали мясо; русы же думали, что боги приняли их жертвы.

     Гораздо более сложными и пышными были погребальные обряды, особенно когда нужно было хоронить вождей или конунгов. Повсюду в Скандинавии известны монументальные насыпи королевских курганов второй половины I тыс. н. э. Конунги

    погребены там с богатыми дарами иногда в своих кораблях. Такие похороны также подробно описал Ибн Фадлан. Как только умирает предводитель, русы делят его имущество на три части, оставляя треть его семье, треть - для приготовления алкогольного напитка, который пьют в течение десяти дней, пока всё будет готово к похоронам. Затем семья умершего обращается к девушкам и отрокам, которые входят в состав челяди (зависимых от предводителя людей), с вопросом о том, кто желает умереть и отправиться в загробный мир вместе с господином. Ибн Фаддан видел, как одна из девушек согласилась на смерть: ожидая своей участи, она пила и ела, радуясь будущему. Тем временем корабль умершего вытаскивали на берег и водружали на погребальный костёр.

     На корабле сооружали шалаш, устланный парчой, - в него помещали умершего, одетого в драгоценные одежды. Затем в жертву на погребальном костре приносили животных - собаку, лошадей, петуха и курицу. Родственники умершего ставили свои шалаши возле погребального костра, играли на музыкальных инструментах и веселились, девушка же, обреченная на смерть, совокуплялась с ними.

     Наконец, на закате солнца начиналась погребальная церемония. Девушку подводили к воротам, сооруженным возле погребального костра, и трижды поднимали, чтобы она заглянула за ворота. По словам девушки, первый раз она видела отца и мать, второй - всех умерших родственников, третий - господина, сидящего в райском саду со своими мужами и отроками (дружиной) и зовущего ее к себе. Тогда она поднималась на корабль, где ее ждала жрица - старуха-богатырка, которую называли Ангелом Смерти. Девушка исполняла погребальную песнь, и ее вводили в шалаш, где жрица убивала ее кинжалом после того, как та последний раз вступала в брачную связь с родственниками умершего.

     Похороны завершались тем, что ближайший родственник покойного зажигал костёр: если ветер раздувал пламя, значит, боги милостивы к умершему, и он тотчас попадёт в рай. Над кострищем насыпали курган, а на нём устанавливали деревянный столп с именем умершего и царя русов.

     Пир и даже брачная оргия на похоронах - церемония, известная многим древним народам. Смерть угрожала целостности рода, и во время ритуального пиршества род восстанавливал своё единство. Представления русов о рае, где умерший восседал со своей дружиной, соответствуют мифам о Вальхалле; девушка, последовавшая за своим господином, становилась как бы валькирией - его подругой на том свете. Погребальные ритуалы были исполнены для скандинавов особого смысла: умерший, погребённый по правилам, по завету Одина, становился членом его загробной дружины, которая должна будет противостоять чудовищам преисподней в день последней битвы богов.

     В скандинавской мифологии поворотным событием, предшествовавшим гибели богов, была смерть и похороны бога Бальдра, сына Одина и Фригг. Один, спустившись в Хель, узнал от вёльвы, что Бальдру суждено погибнуть от руки своего слепого брата Хёда. Тогда Фригг заклинает всё на свете не причинять вреда Бальдру, забыв упомянуть лишь гибкий побег омелы. Когда боги забавлялись стрельбой, метясь в ставшего неуязвимым Бальдра, злокозненный Локи вложил в руки Хёду стебель омелы, и бог был убит. Бальдра и его жену Нанну, умершую от горя, сожгли на погребальном костре, устроенном на корабле. Корабль столкнула в море великанша, и он отправился в загробное плавание в Хель.

     Боги немедленно отправили к хозяйке царства мёртвых сына Одина Хермода, который скакал в Хель на коне отца Слейпнире. Богиня смерти пообещала отпустить Бальдра, если его будут оплакивать все живые и мёртвые существа. Бальдра оплакивали даже металлы - ведь и на них выступает влага, когда они попадают из холода в жару. Только некая великанша отказалась оплакивать бога - на самом деле в великаншу превратился Локи. Бальдр остался в Хель, боги же расправились с Локи.

     Ожидание конца света, гибели богов (Рагнарёк) свойственно скандинавской мифологии. Основная группа мифов сформировалась в эпоху гибели родоплеменного строя - время распрей и битв, губительной жажды богатств. Эти события мучительно переживались творцами скандинавских мифов. Сами высшие боги были виновны в том разладе, который происходил в управляемом ими мире - ведь они нарушали клятвы и были зачинщиками распри. Недаром в традиционных (первобытных) мифологиях кривые и однорукие существа - это злобные демоны, а у скандинавов, наоборот, - высшие боги: Один одноглазый, а Тюр - однорукий.

    

гостиничные телевизоры
Copyright © RIN 2002-   * religion@rin.ru