Дорога к храму - главная страницаРоссийская Информационная Сеть
  
НовостиХронологияСловарьКалендарь
 
История
Космогония
Пантеон
Культ
История развития
Организация Карфагенского государства
Хозяйство Карфагена
Внешняя политика и военная система
Культура
Ганнибал Барк
Власть
 
 
RIN.ru
Культура

    Культура Карфагена.

     Культура Карфагена была наследницей культуры финикийской, но при этом она испытала значительное влияние египтян, греков, этрусков и отчасти ливийцев.

     Во второй половине XIX века после начала раскопок на территории Туниса были обнаружены остатки городов, древних вилл, монументальных архитектурных сооружений. Все это говорит о сравнительно высоком уровне материальной культуры.

     Территория северной Африки видимо была густо населенна. Страбон пишет, что в Ливии было порядка 300 городов, а в самом Карфагене жило около 700 тысяч. Академик Авдиев считает, что "население громадного города и прилегающего к нему района действительно достигает той цифры, которую назвал Страбон".

     Пунийской литературы осталось очень не много - многое было уничтожено римлянами, а то, что осталось уничтожило время. Некоторые исторические труды дошли до нас в изложении античных авторов Диодора, Юстина, Саллюстия. Известны также сочинения флотоводцев Ганнона и Гамилькона об их плаваниях в Атлантическом океане и труды Магона, посвященные рациональному ведению сельского хозяйства.

     Значительную роль играла и карфагенская наука, в особенности астрономия и географические исследования. Карфагеняне внесли значительный вклад в развитие античной философии. Карфагенянин Гасдрубал, принявший в Греции имя Клитомаха, сына Диогнета, в последней четверти II века стал руководителем Академии в Афинах.

     Большое влияние на карфагенскую культуру того времени оказывают религия и мифология. Но изучаются эти области с трудом из-за недостатка источников, а также из-за того, что имена карфагенских богов обычно были табуированы, их нельзя было произносить, и поэтому наши знания о пантеоне пунийцев могут быть не точны. Известно, что верховный бог финикийцев назывался Эл, что в переводе означает бог, его супруга - Элат (богиня) или Ашерат (дух моря). Остальные боги - цари (малк) или хозяева (баал), в том числе владыка севера - Баал-Цафон, хозяин неба - Баал-Шамем, бог солнца (хозяин жара) - Баал-Хамон, а также владыки отдельных местностей, рек и тому подобное. В Карфагене особо почитался бог-покровитель Тира Мелькарт , так как Карфаген был основан выходцами из Тира, а также богиня любви и плодородия Аштарта (Астарта), являвшаяся одним из важнейших общефиникийских божеств.

     Большинство стел в Карфагене было посвящено Баал-Хамону и богине Таннит. Полное им Таннит - "Таннит-перед-Баалом". В большинстве текстов имя Таннит предшествует Баал-Хамону. Отмечено исключительно благоволение карфагенян перед ней. Она считалась богиней-девственицей, и ее греки отождествляли с Артемидой. Вероятно слово "Таннит" можно перевести как "культовая плакальщица", т. е. жрица. Таким образом "Таннит-перед-Баалом" переводится как "жрица, причитающая перед Баалом". Жрица видимо олицетворяла богиню и ее обозначение стало восприниматься как одна из божественных ипостасей.

     Баал-Хамон был одним из главных божеств африканской метрополии. Его традиционно отождествляют с Сатурном у римлян и Кроносом у греков. У карфагенян это бог плодородия, бог атмосферных осадков.

    Известны некоторые записи древнейших мифов, в том числе о гибели и воскрешении Баала, который борется с богом смерти Мотом и при помощи своей сестры - воительницы Анат побеждает его.

     При храмах, представлявших собой открытую площадку, в центре которой находился алтарь, существовали многочисленные коллегии жрецов. Наряду с обычными жертвоприношениями (скота и продуктов земледелия) в исключительно важных случаях, как-то: политических событиях, при закладке стен города, в момент смертельной опасности и т.п., верующие приносили в жертву своих малолетних детей. Так, например, Диодор рассказывал, что жители Карфагена, видя, что их городу угрожает опасность, принесли в жертву сотни своих детей, чтобы предотвратить беду.

     Общий характер карфагенской культуры остается догматичным на долгие годы.

    

оборудование для конференц залов
Copyright © RIN 2002-   * religion@rin.ru