Кастовая система - одна из самых ярких и наименее понятных сторон индуизма. Она буквально пронизывает общественную жизнь индуистов и делит все население страны примерно на 3 тыс. обособленных групп высокого и низкого происхождения, обставляет их жизнь множеством разных правил и запретов, начиная от глубоких философских положений и кончая точными указаниями, кто у кого может стричь ногти на пальцах ног.
"Каста" - португальское слово, означающее "род", "вид", "порода". Оказавшиеся в XV в. в Индии португальцы обнаружили, что индийское общество разделено на множество особых групп, которые они и назвали "кастами". В самой Индии касты, как и этнические группы (например, отдельные племена), именуются иначе - "джати", что означает "рождение".
Касты берут начало в четырех варнах, на которые делилось все население Древней Индии. Слово "варна" означает "вид", "род", "цвет": так обозначались основные сословия, или ранги, в древнем обществе. В основе деления общества на варны лежало убеждение в том, что люди неодинаковы, что существует иерархия сословий, причем у каждого человека свой долг - дхарма и свой жизненный путь.
Старшей и высшей была варна брахманов - жрецов, учителей, наставников, ученых.
Следующей по рангу шла варна кшатриев - воинов, правителей и знати.
К третьей варне (вайшьев) в древности относились земледельцы, скотоводы и торговцы.
В четвертую варну (шудр) входили зависимые люди, слуги.
Между представителями трех первых варн и шудрами проходила резкая граница. Высшие варны назывались "двиджа" - дваждырожденные. Считалось, что эти люди вторично рождаются при обряде посвящения, когда на них называют священный шнур.
Главный долг брахмана - учиться и учить других, совершать жертвоприношения, подносить дары богам и получать их от людей. Кшатрии должны были защищать народ и учиться. Первейшей обязанностью вайшьев было возделывать землю и разводить скот. Шудрам надлежало прислуживать трем высшим варнам.
Представитель каждой варны должен был выполнять свой долг, причем считалось, что лучше хорошо выполнить свой собственный долг, чем плохо - чужой. Эта идея осталась ведущей в истории индуистского общества: каждый человек должен занимать в обществе определенное место, выполнять определенную общественную роль и соблюдать все связанные с ней обязанности и запреты. Таков был идеал, но он претворялся в жизнь далеко не всеми: всегда находились люди, которые весьма легкомысленно относились к своим сословным обязанностям.
Видимо, нередко заключались и неравные браки, которые разрушали сословные границы и приводили к смешению сословий. Так, согласно преданию, от смешанных браков представителей разных варн и появились джати. Как правило, они связывались с одной из четырех варн, а некоторые находились на социальной лестнице даже ниже шудр и назывались "неприкасаемые". Сейчас большинство индийских каст возводит свое происхождение к одной из варн.
За сотни веков общественное устройство в Индии усложнилось, произошло разделение труда, и число общественных групп и статусов увеличилось от четырех до нескольких тысяч. Индуизм втягивал в свою орбиту и местные племена. Они включались в индоарийское общество и тоже становились особыми кастами. Так постепенно складывалась кастовая система.
Все касты делятся четыре основные группы: высшая (брахманы, воины), средняя (торговцы, земледельцы), низшая (земледельцы и ремесленники) и неприкасаемые. Самые многочисленные - низшие касты. В них входит около 40% всего населения Индии. Самые малочисленные - высшие касты (около 8% населения). Средние касты объединяют примерно 22% населения, а неприкасаемые - 17%.
Каста может насчитывать от 200-300 человек до нескольких миллионов. Члены одних каст разбросаны по всей Индии, других - сгруппированы в одном районе. Но во всех случаях члены каждой касты изолированы от представителей других каст, и каждый человек связан со своей кастой сотнями нитей.
Кастовую принадлежность человека можно определить по многим признакам: по типу одежды и манере ее носить, по наличию определенных отношений или их отсутствию, по прическе, знакам, нарисованным на лбу, характеру жилища, пище и даже сосудам для ее приготовления, а также по именам. Выдать себя за членов другой касты в Индии трудно.
: 1 : 2 : 3 :
|