Дорога к храму - главная страницаРоссийская Информационная Сеть
  
НовостиХронологияСловарьКалендарь
 
История
Космогония
Пантеон
Мировоззрение
Три цели жизни
Священные тексты
Философия
Течения
Касты
Религиозная практика
Божества
Главные символы
Праздничные ритуалы
 
 
Новости
Ссылки
RIN.ru
 Литература 

Пантеон

кали    1. ИНДУИСТСКАЯ ТРИАДА.

     В центре безбрежного индуистского пантеона находятся три фигуры. В состав этой "троицы" (тримурти) входят, по представлениям ученых пандитов, Брахма, Вишну и Шива. Формально главная роль среди них отведена Брахме, которого принято считать богом-создателем вселенной.

     Если библейский Бог создает мир один раз, то Брахма делает это всякий раз заново в начале каждого нового мирового цикла (кальпа), открывающегося творением (сришти) и завершающимся разрушением вселенной (пралайя). Кроме того, создание мира означает - и для индийской мысли это имеет первостепенное значение - возникновение зла, страданий и кармы, а следовательно, не является во всех отношениях положительным деянием.

     Если Брахме приписывается роль создателя мира, то Вишну рассматривается как его хранитель, надзирающий за исполнение дхармы, а Шива - как бог-разрушитель. Если Брахма присутствует еще в Ведах, а Шива целиком и полностью является порождением культуры неарийских народов, аборигенов Индостана, то Вишну причудливым образом соединил в себе и арийское, и варварское начала.

     Среди трех главных богов индуизма Шива - старший по возрасту. Архаизм шиваитских культов проявляется, в частности, в том, что, в отличие от вишнуитов, почитатели Шивы продолжают приносить в своих храмах жертвы. Вероятно, этим объясняется тот факт, что неиндусам вход в них закрыт.

     Образ Шивы сочетает несовместимые, на первый и особенно на европейский взгляд, черты. Это бог-разрушитель, бог, уничтожающий мир в конце каждой кальпы. Мотив смерти вообще чрезвычайно важен в преданиях, посвященных Шиве. Он рассматривается как божество кладбищ и мест сожжения трупов. Шива - покровитель аскетов-отшельников, изнуряющих себя умерщвлением плоти. Сам обликалик Шивы не может не напугать: у него множество рук и ног и длинные нечесаные волосы; отличительным его признаком является третий глаз, расположенный на лбу. Еще одна характерная черта его внешности - синяя кожа; недаром одно из прозвищ этого удивительного божества - нилакантха (синешеий). Правда, синяя шея Шивы - результат самопожертвования: он выпил яд, чтобы спасти мир. И он же разрушает этот мир, когда нечестие и зло переходят в нем все допустимые пределы. Интересен и способ, к которому прибегает разгневанный бог: его оружием становится танец, экстатическая пляска, от которой вокруг не остается камня на камне. Шива всегда рассматривался в Индии как бог - покровитель танца.

     И вместе с тем он [Шива] - покровитель йоги, защитник и помощник всех тех, кто посвятил себя искусству медитации. Он и сам считается знатоком йоги, а заодно и отцом Капилы, легендарного основателя древней философской школы, родственной йоге, - санкхьи. Аскетическим упражнениям Шива чаще всего предается в Гималаях. Но, пожалуй, с европейской точки зрения, самым поразительным в его образе является соединение в нем черт аскетизма с откровенной и натуралистической эротикой. Даже фаллос Шивы (лингам) стал важным религиозным символом.

     Синтез йоги и эротики в еще большей степени характерен для культа жены Шивы - богини Кали. Этот культ также, даже с еще большей очевидностью, чем культ Шивы, уходит своими корнями в глубины индийского прошлого - в традицию Хараппы. Кали - неарийская и небрахманская богиня. Ее жрецы не являются брахманами; напротив, чаще всего они принадлежат к низшим кастам. У этой богини, которая может выступать и как защитница женщин, и как страшная великанша, уничтожающая врагов и в восторге танцующая на их трупах, не меньше почитателей и особенно почитательниц, чем у ее супруга.

     Женой Шивы Кали сделалась, прибегнув к аскетической практике. Суровый характер богини дает себя знать и в семейной жизни: будучи верной супругой, она отнюдь не является покорной и безответной. Напротив, Кали строго следит за нравственностью мужа и всегда готова постоять за себя.

     Шиваитский пантеон дополняют дети Шивы и Кали: Ганеша, бог мудрости, помогающий преодолевать жизненные препятствия, и Картикейя, бог войны и покровитель воров. Как индуизм в целом, шиваитская религия ни в коем случае не являет собой единого целого: почитатели всех этих персонажей распадаются на многочисленные секты.

: 1 : 2 : 3 : 4 :

Copyright © RIN 2002-   * religion@rin.ru