Дорога к храму - главная страницаРоссийская Информационная Сеть
  
НовостиХронологияСловарьКалендарь
 
История
Вера
Священные книги
Космогония
Бог, ангелы, демоны
Человек
Пророчества
 
 
Новости
RIN.ru
 Российские организации 
Священные книги

свиток    Священные писания: ТаНаХ (Тора - Пятикнижие, Невиим - Пророки, Ктувим - Писания).

     Также известны: Талмуд (книга предписаний поступков на все случаи жизни) и Каббала (законченная оккультная теория иудейского происхождения, которая, начиная с 15 века, с энтузиазмом была воспринята оккультистами во всем мире. Каббала привлекала оккультистов своей древностью и таинственностью, а также тем, что из нее они могли черпать великие магические идеи о том, что Вселенная едина, что ее скрытый механизм связан с числами и планетами, что человек есть Бог и Вселенная в миниатюре, что человек может развить в себе божественную искру, познать Вселенную и стать Богом.)

     ТаНаХ: Тора, Невиим, Ктувим.

     Танах - сокращение, обозначающее все три группы книг, составляющих еврейскую Библию: Тора, Невиим (Пророки) и Ктувим (Писания). Правоверный еврей не называет Библию "Ветхим Заветом",- это сугубо христианское наименование.

     Первые пять книг Библии составляют Тору, центральные документ иудаизма. Наряду с историей праотцов, Моше и исхода из Египта они содержат 613 заповедей, основу всего позднейшею еврейского права. На иврите эти пять книг также называются Хумаш (от ивритского слова "хамеш" - "пять"). Традиция гласит, что эти книги продиктованы Моше Б-гом примерно в 1220 г. до н.э., вскоре после исхода из Египта.

     На иврите каждая книга Торы названа по своему первому или второму слову, тогда как в европейских языках названия книг Библии обобщают их содержание. Так, первая книга Торы называется у христиан Бытие, потому что ее первая глава повествует о создании мира. Это единственный случай, когда ивритское название близко к европейскому, поскольку начальное слово Торы - Брейшит означает "в начале". Вторая книга на иврите Торы именуется Шмот (Имена), потому что начальная строка читается Веэм шмот бней исраэль- "И вот имена сынов Израиля". В Европе эта книга озаглавлена "Исход", так как рассказывает об освобождении еврейских рабов из Египта.

     Третья книга Торы-Ваикра (Левит) содержит правила жертвоприношений животных и других храмовых ритуалов, которые соблюдало израильское племя-колено левитов. Четвертая книга, Бемидбар (Числа) названа так потому, что в ее начале подсчитывается численность израильтян. Здесь также рассказывается о восстании Кораха против Моше. Последняя книга Торы - Дварим (Второзаконие). Практически вся она состоит из прощального обращения Моше к израильтянам, готовым отправиться в землю обетованную; он знает, что ему не дано вступить в нее, но перед смертью делится своими последними мыслями с народом, основателем которого стал.

     Вторая группа библейских книг - Невиим, девять книг, прослеживающих историю евреев и монотеизма с момента смерти Моше и вступления евреев в Ханаан (около 1200 г. до н.э.) до разрушения вавилонянами Первого Храма и последующего изгнания евреев из Иерусалима в Вавилон (586 г. до н.э.).

     Начальные книги Невиим (Иеhошуа, Шофтим, Шмуэль, Млахим) представляют собой хроникальные повествования и до сих пор принадлежат к числу самых драматичных и живых историй, какие только создало человечество. Эти книги иногда называют "Ранние пророки".

     Обычно, говоря о книгах библейских пророков, евреи имеют в виду более поздние книги, написанные в поэтической форме. Они преимущественно бичуют отступления израильтян от идеалов монотеизма и нравственных заветов. Постоянная тема этих книг - размышления о зле, страдании и грехе. В русском языке главное значение понятия "пророк" подразумевает предвидение будущего; однако соответствующее слово на иврите (нави) означает "тот, кто говорит от имени Б-га".

     Заключительные книги Танаха именуются Ктувим. Некоторые носят исторический характер: Книги Езры и Нехемии, например, рассказывают о возвращении евреев в Израиль после вавилонского пленения, а 1 и II книги Хроник дают обзор истории евреев. Ктувим также включает Теhилим (Псалмы) - 150 поэм, многие из которых непревзойденны по той красоте, с какой описываются здесь взаимоотношения человека и Б-га.

     Книга Иова затрагивает наиболее фундаментальные проблемы религии: почему Б-г, добрый и благой по сути, допускает существование в мире такого большого количества зла (см. "Испытания Иова" и "Теодицея")? В Ктувим входят еще и Пять Свитков (Мегилот), включающие Песнь Песней, книги Рут, Эйха (Кинот), Коhелет и Эстер. Последняя из них - наверное, самая известная библейская книга, не считая Торы.

     Еврейская Библия стала самой влиятельной книгой в истории человечества: и иудаизм и христианство причисляют ее к своим важнейшим религиозным текстам. Некоторые ее центральные идеи - о существовании Единого Б-га над всем человечеством, единого универсального морального кодекса, о том, что люди обязаны заботиться о бедных, вдовах, сиротах и путниках, должны отдыхать от работы один день в неделю и посвящать этот день Б-гу, что евреи - народ, избранный Б-гом, чтобы нести Его послание в мир - изменили образ жизни человечества и его понимание смысла своего существования. Даже последняя из этих идей (избранность евреев Б-гом) сильно повлияла и на неевреев. Она оказалась настолько сильна, что ее позаимствовало и христианство, утверждающее, что особый завет между Б-гом и Его народом перешел от евреев ("Старый Израиль") к церкви ("Новый Израиль"). Ислам также полагает, что Мухаммад и его последователи стали новыми посланцами Б-га.

     Библия влияет на образ мысли неверующих и верующих. Идея взаимной ответственности людей друг за друга, воплощенная в печально известном вопросе Каина: "Разве сторож я брату моему?" (Брейшит, 4:9), легла в основу всей западной цивилизации. Наши ценности во всех сферах жизни отражают библейские концепции и образы, даже если мы ни разу не были ни в синагоге, ни в церкви. Мы высмеиваем рьяных материалистов за "поклонение золотому тельцу" (Шмот, 32:4) и забываем, что "не хлебом единым жив человек" (Дварим, 8:3). Обращение к совести человека может оказаться "гласом вопиющего в пустыне"

     (Йешаяhу, 40:3). "Погибели предшествует гордость",-предупреждают нас Притчи Шломо (16:18),а мудрый, просвещенный Коhелет учит: "Нет ничего нового под солнцем" (1:9). Когда мы говорим об эпидемиях, мы обычно вспоминаем о "десяти казнях египетских".

     Библия настолько важна для всей еврейской жизни, что когда был составлен список важнейших терминов иудаизма, то оказалось, что почти пятая их часть восходит к Библии. Хотя Библия очень важна и в наши дни, мало кто сегодня читает ее. Даже многие правоверные иудеи обычно ограничиваются при чтении Танаха лишь Торой, Псалмами и Пятью Свитками.

    

    

    

Copyright © RIN 2002-   * religion@rin.ru