Дорога к храму - главная страницаРоссийская Информационная Сеть
  
НовостиХронологияСловарьКалендарь
 
История
Вера
Иерархия
Структура Церкви
Богослужение
Таинства и обряды
Паломничество
Монашество
Храмы
Католическая мораль
Календарь
Ватикан
Римско-Католическая Церковь
Иоанн Павел II
 
 
Новости
Ссылки
RIN.ru
 Российские организации 
Календарь

    Католическая Церковь пользуется в настоящее время так называемым Григорианским календарем. Последний пришел на смену Юлианскому календарю, установленному Юлием Цезарем в 46 году до н. э. . В 325 г. н.э. состоялся Никейский собор, на котором юлианский календарь был принят для всего христианского мира. День весеннего равноденствия приходился на 21 марта - важный момент в определении времени празднования пасхи. Продолжительность Юлианского года составляла 365+1/4 суток, что было недостаточно точно. По сравнению с тропическим годом (365.242199 суток) ошибка в один день накапливалась в Юлианском календаре за 128 лет. К XVI в. время весеннего равноденствия отличалось от календарного на10 дней. В 1582 г. папа Григорий XIII создал комиссию календарной системы, которая одобрила проект итальянского математика и врача Луиджи Лилио (Алоизий Лилий). На следующий день после 4 октября 1582 г. наступило не 5, а 15 октября. Таким образом григорианский календарь заменил юлианский. Однако многие православные церкви, в том числе и Русская, продолжают пользоваться юлианским календарем.

     Католический церковный год во многом сходен с православным - вплоть до совпадения дат основных праздников, в которые вспоминаются важнейшие события земной жизни Иисуса Христа и Божией Матери, а также дней памяти многих святых, живших в эпоху еще не разделенной Церкви. Расхождение в датах обусловлено использованием разных календарей и составляет в настоящее время 13 дней. Так, Рождество у католиков празднуется 25 декабря, а в Русской православной церкви - 7 января, т. е. 25 декабря, но по старому стилю.

     По той же причине различается и пасхалия (установление времени празднования Пасхи и соответственно других зависящих от нее переходящих, или подвижных, праздников). Чаще всего католическая Пасха наступает на неделю раньше православной, но в некоторые годы опережает ее на четыре-пять недель. В редких случаях западные и восточные расчеты сходятся в одной точке, и католики празднуют Пасху одновременно с православными.

     Самые главные праздники - Рождество и Пасха (Воскресение Христово). Великим праздником является, как и у православных, каждое воскресенье, поскольку по сути своей оно оказывается еженедельным повторением Пасхи Христовой.

     Из воскресных дней особенно выделяется Пальмовое, или Страстное, воскресенье, посвященное Входу Иисуса в Иерусалим на добровольные страдания. Оно празднуется за неделю до Пасхи. В этот день совершаются процессии с пальмовыми ветвями (в память о том, как народ встречал Христа, въезжающего в Иерусалим). В северных странах, где не растут пальмы, их заменяют ветвями других деревьев или цветами (в России католики, как и православные, выбрали вербу, а само воскресенье называют Вербным).

     Кроме того, на воскресный день приходится праздник Пятидесятницы (50-й день после Пасхи) - воспоминание о сошествии Святого Духа на апостолов, "день рождения" Церкви.

     В Католической Церкви к числу великих относятся праздники Богоявления (6 января), когда вспоминается поклонение волхвов Младенцу Иисусу; Вознесения (40-й день после Пасхи); Пресвятых Тела и Крови Христа (в первый четверг после Пятидесятницы); Пресвятой Девы Марии (15 августа; тот же праздник у православных называется Успением); св. Иосифа, обручника Марии (19 марта); святых апостолов Петра и Павла (29 июня); Всех святых (1 ноября).

     Периоды, предшествующие Рождеству (Адвент) и Пасхе (Великий пост), - это время усиленной духовной подготовки. Во время Великого поста, который продолжается 40 дней (если не считать воскресений), богослужение сосредоточивает особое внимание на покаянии. Первый день Великого поста называется Пепельной средой: следуя еще ветхозаветному обычаю, верующие посыпают головы пеплом в знак покаяния.

     Католическая практика постов довольно сильно отличается от православной. Пост, согласно учению Католической Церкви, - не самоцель, а средство достижения подлинной духовной свободы. Приучая себя довольствоваться малым, верующий лучше контролирует свои поступки, а также приобретает возможность поделиться с другими людьми. Исторически сложилось так, что пост у западных христиан сводился к значительно более мягким ограничениям в еде, нежели у восточных: например, скоромной пищей обычно считалось только мясо, а другие продукты животного происхождения относились к постным (за исключением редких дней строгого поста).

     В наши дни Католическая Церковь еще больше смягчила требования к соблюдению постов, поскольку условия жизни людей значительно изменились. Кроме того, она стремится обратить особое внимание верующих на то, что внешнее благочестие не должно вытеснять или подменять собой подлинное исполнение заповедей Христа. Таким образом, даже в период Великого поста, который должен стать для верующих временем усиленного покаяния, только в отдельные дни (все пятницы) требуется воздерживаться от вкушения мяса, и лишь в Пепельную среду и Страстную пятницу предписан строгий пост.

     В некоторых странах (например, в Польше) сохраняется древняя традиция не вкушать мяса во все пятницы года (за исключением больших праздников). Пост в Католической Церкви имеет и возрастные ограничения: его соблюдают только с 14 лет (а строгий пост - с 21 года до 60 лет).

     Католическая Церковь постоянно подчеркивает, что пост - это не только время воздержания в пище. В периоды постов верующие призваны уделять особое внимание молитве, милосердию и вообще своему самосовершенствованию. В эти дни они должны особенно ревностно исполнять заповеди Христа: творить добро и не делать зла.

     Важнейшим этапом Великого поста в Католической Церкви является его последняя Святая, или Великая неделя. Богослужение этих дней способствует особенно глубокому переживанию верующими спасительной смерти и воскресение Христа через воспоминание событий последней недели земной жизни Иисуса и молитвенное размышление о них. Священное пасхальное триденствие - Великий четверг, Страстная пятница и Великая суббота - представляет собой кульминацию церковного года., когда верующие мысленно сопровождают Христа на Тайной Вечере, в Гефсиманском саду, на суде Каиафы и Пилата, во время несения креста и на Голгофе, при снятии с креста и погребении. А затем в Святую ночь навечерия Пасхи возжигают пасхальную свечу и светильники, освещающие прежде погруженный во тьму храм ярким сиянием, и вновь звучит радостная весть о том, что Христос воскрес.

    

Copyright © RIN 2002-   * religion@rin.ru