Дорога к храму - главная страницаРоссийская Информационная Сеть
  
НовостиХронологияСловарьКалендарь
 
История
Вера
Иерархия
Структура Церкви
Богослужение
Таинства и обряды
Паломничество
Монашество
Храмы
Католическая мораль
Календарь
Ватикан
Римско-Католическая Церковь
Иоанн Павел II
 
 
Новости
Ссылки
RIN.ru
 Российские организации 
Богослужение

Католический собор. Испания.    Подобно большинству христианских конфессий, Католическая Церковь отводит важное место порядку и форме богослужения. Признавая, что властью, данной самим Христом, Церковь может посредством видимых культовых действий преподавать верующим невидимую благодать Божию, католики придают особое значение таинствам.

     Когда говорят о католическом богослужении, обычно имеют в виду богослужение латинского (или римского) обряда, т. н. литургическую практику именно Латинской Церкви, к которой принадлежит большая часть католиков мира. Однако не следует думать, что вся богослужебная жизнь Католической Церкви сводится к латинскому обряду. Существует несколько обрядов восточных католических церквей, возникших в результате уний: византийский (почти во всем сходный с богослужением Православной Церкви), армянский, эфиопский, халдейский (в Ираке), малабарский (в Индии) и ряд других. На Западе действуют русские католические приходы и монастыри византийского обряда, в которых богослужение отличается от пинятого в Русской православной церкви лишь тем, что вместо патриарха всея Руси поминается папа. Ошибочно считать, что в Западной Европе латинский обряд полностью вытеснил все другие богослужебные традиции: существует амвросианский обряд (в Милане), мозарабский (в Испании) и др.

     ЛАТИНСКАЯ ЛИТУРГИЯ

     Христианская литургия (от греч. "Leitourgia" - "служение народа" или "служение для народа") возникла в первые века христианства из необходимости совместной молитвы. На протяжении времени она испытала множество изменений. Уже во франкской церкви в конце VIII в. параллельно существовало множество обрядов. Карл Великий повсеместно ввел римскую литургию. Но епископы и местные соборы оставляли за собой право вносить те изменения, которые считали нужными.

     В XIV-XV вв. особые литургии стали весьма распространенными. В XVI в. Тридентский собор не принял никаких специальных постановлений относительно литургии. Лишь папе Пию V в 1568-1570 гг. удалось осуществить реформу, ведя единое богослужение во всем латинском мире. С этого момента литургия находится в ведении Синода, а неКарл Великий. епископов. После реформы Пия V вплоть до XX века никаких изменений в латинской литургии не происходило.

     Современное католическое богослужение довольно сильно отличается не только от средневекового, но даже от того, которое совершалось полвека назад. В середине ХХ столетия во многих католических странах развернулось движение за возрождение в Церкви духа подлинного апостольского благовестия и живой христианской веры. Вполне очевидной стала необходимость реформы богослужения. Литургические каноны, сложившиеся в условиях иной исторической действительности, уже не только не соответствовали своему первоначальному назначению, но и препятствовали сознательному участию верующих (например, звучащие на латинском языке богослужебные тексты оставались непонятными для большинства).

     Важнейшим событием в деле обновления церковной жизни стал II Ватиканский собор (1962-1965 гг.), на котором вопрос о богослужении обсуждался наряду со многими другими проблемами существования Церкви в современном мире. В итоге была проведена существенная реформа богослужения. Одним ее направлением стало создание благоприятных условий для сознательного и активного участия в богослужении всех верующих. Первым шагом к этому был повсеместный переход на современные языки (что, впрочем, по-прежнему не исключает возможности использовать латинские тексты в отдельных случаях). Текст литургии стал понятным каждому прихожанину. Заметно возросла роль Священного Писания и проповеди в богослужении. Стало поощряться участие верующих в таинстве евхаристии путем частого или даже ежедневного причащения. Богослужению во многом был возвращен облик первых веков христианской эры, когда оно особенно одухотворяло жизнь Церкви, служило благовестию слова Божия и собирало верующих в единую семью детей Божиих.

     Таким образом, многое из того, что отразилось в произведениях литературы и изобразительного искусства не только средневековья, но даже начала ХХ в., уже не находит соответствий в современной церковной жизни. И наоборот, появилось много нового. Часто Католической Церкви приписывают особую гибкость, способность приспосабливаться к веяниям времени. Однако в действительности она проводит довольно четкую грань между тем, что подлИнтерьер Собора Св. Луки. США.ежит изменениям, и вечными, неизменными ценностями. Внешние формы литургии менялись, вбирая в себя все лучшее, что возникало в культуре разных народов, поэтому католики не видят ничего предосудительного в том, что во время молодежного богослужения церковные тексты перекладывают на современные мелодии и поют под гитару. Одновременно Католическая Церковь проявляет немалую твердость и не идет на уступки светскому обществу в таких вопросах, как защита жизни (проблема абортов), семьи (разводы) и т. п., поскольку основы христианской веры и нравственности, по мнению католиков, не могут быть изменены.

: 1 : 2 : 3 : 4 : 5 : 6 : 7 :

Пусть говорят, выпуск Возвращение блудного сына.
Copyright © RIN 2002-   * religion@rin.ru