Дорога к храму - главная страницаРоссийская Информационная Сеть
  
НовостиХронологияСловарьКалендарь
 
История
Мартин Лютер.
Вера
Переводы Библии
Протестантские деноминации
Лютеранство
Пиетизм
Цвинглианство
Анабаптизм
Меннониты
Кальвинизм
Протестанство в Нидерландах
Арминианство
Протестанство во Франции
Протестанство в Англии
Ревайвелизм
Моравские братья
Протестантизм в России
 
 
Новости
Ссылки
RIN.ru
 Российские организации 
 Зарубежные организации 
Лютеранство

    В 1530 г. в германском городе Аугсбурге протестанты сформулировали основные положения своей веры. Аугсбургское вероисповедание до настоящего времени остаётся Символом веры лютеран. Оно было составлено богословом Филиппом Меланхтоном, ближайшим соратником Лютера, при содействии последнего и представлено Аугсбургскому рейхстагу. Это исповедание выражает мысль о том, что в целом учение протестантов согласно с учением Католической Церкви, а в точках расхождения - ближе к учению древней Церкви.

     Первая часть Аугсбургского символа, "Артикулы о вере и учении", содержит 21 статью по основным вопросам вероучения; вторая, "Спорные артикулы об упразднённых злоупотреблениях", - 7 статей, критикующих католичество по вопросам церковной организации и практики.

     Однако князья, сохранявшие верность католичеству, отказались принять новое исповедание. Воспользовавшись этим, император Священной Римской империи Карл V своей властью приостановил работу рейхстага и объявил новому движению войну.

     В ответ протестанты образовали Шмалькальденскую лигу - своего рода оборонительный союз. После нескольких попыток найти компромисс между католиками и протестантами в 154б г. вспыхнула трагическая Шмалькальденская война. В решающей битве при Мюльберге в Саксонии император разбил протестантов и захватил в плен их вождей. Мориц Саксонский, перейдя на сторону Реформации, в свою очередь нанёс поражение войскам императора, и договор, заключённый в Пассау в 1552 г., узаконил протестантство. Договор, известный как Аугсбургский религиозный мир, был подтверждён папским решением 25 сентября 1555 г. Лютеранство получило статус государственной религии.

     После смерти Лютера в 1546 г. протестанты вели активные богословские споры. Ставились вопросы о том, какова разница между спасением и освящением; что в новом учении существенно, а что - нет; как связаны между собой вера и дела и какова природа истинного присутствия Христа в евхаристии.

     В 1580 г. была опубликована "Книга согласия", излагавшая основы лютеранства. Она включала текст Аугсбургского вероисповедания, "Апологию Аугсбургского вероисповедания", написанную Меланхтоном в ответ на опровержение лютеранского Символа веры католиками, два катехизиса Лютера, Шмалькальденские статьи 1537 г. и новую "Формулу согласия".

     Ещё в монастыре Лютер понял, что болезнь христианской Европы сродни его собственной духовной болезни. Он исцелился, придя к новому пониманию Евангелия, а затем предложил это новое понимание всей Европе.

     "Нет истинного учения или доктрины, помимо тех, которые проистекают из Слова Божия... Эта святая книга - всё, что необходимо христианину. Она ярко сияет собственным светом, освещая тьму. Божией милостью и помощью надо держаться одного только Слова Божия... Только это Слово должно проповедоваться, и ничто не должно противоречить ему. В нём единственная истина. Вот истинное правило христианского учения и поведения. Оно никогда не подведёт и не обманет".

     Как показало время, Лютер не мог предусмотреть всех последствий своей деятельности. Разъезжая по стране и наблюдая плоды своих реформ, он пришёл в ужас, ибо его взгляду представали разграбленные монастыри, толпы нищих монахов, осквернённые храмы, пустеющие университеты. Вскоре началось кровавое крестьянское восстание, а вслед за ним - междуусобная война.

     Власть Рима жёстко регулировала большинство жизненных сфер народов Европы. Лютер снял оковы - и всё начало распадаться, люди не готовы были принять свободу, но охотно пошли путём анархии. Глубоко разочаровавшись в народе, Лютер в своём "Катехизисе" (исповедание веры) пересмотрел многие собственные идеи. Возвещённая им свобода привела к хаосу и появлению многочисленных сектантов ("фантазёров", как он их называл). Тогда Лютер лишил каждого христианина права толковать Писание, вменив это в обязанность только проповедникам и приходским священникам. Он воздержался вносить в "Катехизис" положение о том, что добрые дела не имеют никакого значения для спасения, поскольку его поняли так, что добрые дела не нужны вовсе. Он посвятил добрым делам целый раздел и непременным условием веры назвал исполнение Закона.

     "Бог, - писал Лютер, - есть Бог смиренных, несчастных, страждущих, униженных, потерявших всякую надежду; такова природа Его, чтобы возвращать зрение слепым, утешать огорчённых, оправдывать грешников, спасать отчаявшихся в своём спасении. Но гибельная уверенность в своей праведности, нежелание признать в себе грешника, нечестивца, жалкую тварь, обречённую на осуждение, побуждают человека отвергать исходящее на него от Бога благодатное действие... Если не порвёшь с Моисеем и законами его, если в ужасах и муках твоих не обретёшь Христа, распятого за твои грехи, нечего надеяться на спасение. Твой клобук, тонзура, целомудрие, послушание, твои дела и заслуги - что всё это значит? И поможет ли тебе закон Моисея? Ведь если я, недостойный грешник, могу быть искуплен другою ценой, то зачем предан был на смерть Сын Божий? За моё спасение Он не овцу отдал, не быка, не золото или серебро. Он отдал Себя Самого, всего Себя отдал за меня, да, за меня, самого заблудшего, самого последнего из грешников. Смерть Сына Божия даёт мне мужество. Смерть Его я отношу к себе - вот в чём истинное могущество веры. Потому что умер Он не за праведных, но за грешных, чтобы они стали детьми Божиими".

     Лютеранство отрицает, что духовенство наделено благодатью посредника между Богом и людьми. Человека спасает только личная вера в Христа, а не особые заслуги святых и добрые дела в пользу Церкви. Лютер сохранил все церковные обряды, не противоречившие Писанию, признал посты и аскетические подвиги обуздания плоти. Он отверг лишь доктрины и таинства, на которые нет ясных указаний в Писании. Поэтому у лютеран только два таинства: крещение и причащение. Все остальные обряды - брак, рукоположение, конфирмация, соборование - лишены для лютеран мистической силы. Богослужение совершает пастор в особом облачении.

     Лютеранство чётко разграничивает сферу Евангелия, т. е. собственно религиозную, и сферу закона, находящуюся в компетенции государства.

     Главным догматиком лютеран начала XVII в. стал Иоганн Герхард (1582-1637), профессор теологии в Йене, выразивший основные положения ортодоксального протестантства. Его цель заключалась в унификации всей теологии и приведении в порядок всех знаний человека о Боге, накопленных теологией. В центре внимания находились доктрина спасения и история спасения, а затем - описание путей личного спасения.

     Лютеране говорят о единственном предопределении: избранными считаются те, кого Бог предопределил к спасению, а отверженными станут люди, о которых Он предвидел, что они не уверуют. Человек может перейти от духовной смерти к жизни, только действуя по закону и Евангелию. Закон - это вечная и неизменная мудрость Бога, ведущая к праведной жизни. Мудрость Божия заключена в Десяти Заповедях и требует добрых дел так же, как и чистого сердца. Но, поскольку род человеческий не может подчиняться закону, закон не спасает, а наказывает. Прощение приходит только искупляющей любовью Христа и Его жертвой и достигается только раскаянием.

     В противоположность средневековому христианству ортодоксальные протестанты считали, что покаяние включает лишь милостыню и веру. Они отрицали такие таинства, как исповедь и отпущение грехов. Жертва есть истинное действие закона, который предупреждает, обвиняет и осуждает; вера есть истинное действие Евангелия, которое утешает, просвещает и спасает. Помогая людям понять сущность греха и воздаяния, закон ведёт их к покаянию. Евангелие приносит прощение через Христа, а добрые дела для покаяния не важны, они - результат веры, ими спасение не может быть куплено. Цель добрых дел христианина - прославить Бога и помочь ближнему.

    

    

элитные девушки на сайте знакомств. . коммерческие телевизоры . топпинговые полы
Copyright © RIN 2002-   * religion@rin.ru