История Ислама тесно связана с наукой и образованием. С момента ниспослания первого стиха Господом нашим Пророку Мухаммеду, да будет над ним мир, наука начинает все быстрее входить и укореняться в жизни мусульман. Аллах смилостивился над ними, направив к ним своего посланника с тем, чтобы он научил мусульман священной книге, мудрости и ликвидировал их неграмотность. В суре "Собрание" (стих 3) говорится: "Он послал среди простецов посланника из них; он читает им Его знамения, и очищает их, и обучает их писанию и мудрости, хотя раньше они были, конечно, в явном заблуждении".
Значение науки заключается в том, что она является прочной основой для понимания проблем религии и мира. Коран потребовал, чтобы наука предшествовала вере и была изначальной по отношению к ней. Всевышний и Всемогущий Аллах сказал в суре "Мухаммед" (стих 19): "Знай же, что нет божества, кроме Аллаха, и проси прощения твоему греху".
Поскольку чтение является ключом к двери знания, через которую человек проникает в сферу овладения различными науками, Коран упредил его в упоминании значения науки и побудил людей к изучению наук. Коран также упомянул калам, указывая на значение письма как средства науки и образования. Всемогущий и Великий Аллах в суре "Сгусток" (стихи 1-5) говорит: "Читай! Во имя Господа твоего, который сотворил человека из сгустка, читай! И Господь твой щедрый, который научил каламу, научил человека тому, чего он не знал". Даже писание Всемогущего и Великого Аллаха свое название берет от чтения и называется Кораном.
Аллах своему посланнику указал на необходимость терпеливого чтения Корана людям, чтобы они понимали смысл его стихов по тем случаям, для решения которых эти стихи ниспосланы. Всемогущий и Великий Аллах в суре "Перенес ночью" (стих 106) указывает: "И Коран Мы разделили, чтобы читал ты его людям с выдержкой, н ниспослали Мы его ниспосланным".
Коран сделал науку спутницей добра и счастья, руководством к праведной жизни. Он также определил, что существует огромная разница между невеждой и образованным. В суре "Толпы" (стих 9) говорится: "Скажи: разве сравняются те, которые знают, и те, которые не знают?". Поистине, вспоминают обладатели разума!
Упоминание науки, ученых и образования в священном Коране дается более 700 раз в различных местах и ситуациях. Все они побуждают и призывают людей к изучению наук. Эти упоминания определяют, что наука - единственный путь для верующих, поскольку невежество - спутница заблуждения и отклонения от праведного пути.
В 19 стихе суры "Гром" говорится: "Разве же тот, кто знает, что то, что ниспослано тебе от твоего Господа, - истина, подобен тому, кто слеп? Ведь вспоминают только обладающие разумом". Тот, который не знает и не обучается, подобен слепому, который не видит. Для того, чтобы люди поняли преимущество и пользу науки, Аллах определил обладающих справедливостью. Это - Всемогущий и Великий Аллах, ангелы и ученые. Аллах но этому поводу отмечает в суре "Семейство Имрана" (стих 18): "Свидетельствует Аллах, что нет божества, кроме Него, и ангелы, и обладающие знанием, которые стойки в справедливости". Аллах высоко оценивает ученых в суре "Препирательство" (стих 11): "Возвышает Аллах тех из вас, которые уверовали, и тех, кому дано знание, на разные степени. Аллах сведущ в том, что вы делаете!"
Исходя из места науки, Ислам призвал и побудил людей к овладению ею и посвящению людей науке. Ислам поднял науку на уровень священной войны по пути Аллаха. Посланник Аллаха, да будет над ним мир, сказал: "Кто вышел в требовании науки, тот идет по пути Аллаха, пока не вернется". Наука - это добро пути, ведущего в загробный мир. Это добро наследия, оставляемого людьми своим потомкам. Здесь посланник Аллаха, да будет над ним мир, отмечал, что "тому, кто встал на путь знаний, Аллах облегчает путь в рай; ангелы кладут свои крылья на него, защищая его от невзгод на этом пути".
Ученые - наследники Пророков, а Пророки не получили в наследство ни динара, ни дирхема; они унаследовали знания. А кто получил знания - получил огромное счастье. Знающего Аллах предпочел поклоняющемуся, как Он предпочел Луну остальным планетам. Когда Сафуан бен Ассаль Аль-Муради пришел к Пророку, да будет над ним мир, прося у него знания, Пророк сказал ему: "Приветствую требующего знания, т.к. стремящего к знаниям ангелы прикрывают своими крыльями. Затем садятся друг на друга с тем, чтобы сообщить поднебесному миру о своей любви к стремящемуся к знаниям".
: 1 : 2 : 3 : 4 :
|