Дорога к храму - главная страницаРоссийская Информационная Сеть
  
НовостиХронологияСловарьКалендарь
 
История
Учитель света
Космогония
Путь к спасению
"Истинный мессия"
Избранные и слушающие
Религия для всего мира
Манихейство в Китае
 
 
RIN.ru
Религия для всего мира

    Мани считал, что его учение обращено к людям всего мира независимо от расы, языка и традиций. Возможно, в этом сказались и детские впечатления Мани, выросшего в многоязычном торговом городе. Видимо, с самого начала он задался целью распространить свой путь спасения далеко за пределы Персидского царства. Этим и объяснялись его многочисленные трудные путешествия в далекие страны, а среди его учеников оказывались персы и греки, индусы и китайцы. Писания Мани были переведены вначале на многие иранские диалекты, а затем и на другие языки.

     Сам Мани объяснял, что каждый из проповедников, приходивших до него, нес истину только своему народу. Например, Иисус явился проповедником иудеев, Зороастр - учителем иранцев, а Будда наставлял лишь индийцев. Пусть позже эти религии вышли за рамки тех стран, где возникли, но вначале они принадлежали именно отдельным народам, а их основатели и не стремились обучать людей других стран. Мани же едва ли не с первых лет своей деятельности объявил, что его учение - для всех. Вот слова самого Мани: "Тот, кто имеет свой храм на Западе, он и его паства никогда не достигнут Востока. Тот, кто выбрал себе паству на Востоке, никогда не достигнет Запада. Но моя надежда заключается в том, что мое учение пойдет и на Запад, и на Восток. И все услышат голос его посланцев на всех языках, и во всех городах будут провозглашать его. Моя церковь превосходит все другие церкви именно в этом, все предыдущие церкви выбирали себе отдельные страны и отдельные города. Моя церковь распространится по всем городам, и мое благовестие затронет все страны".

     Так рассуждал Мани и сделал все, чтобы осуществить идею о "вселенском" учении. Он прекрасно осознавал особое географическое положение Персии, которую считал неким "срединным" государством на пути из Рима в Китай. Мысль о Персии как центре культурного мира принадлежала отнюдь не Мани, а была вообще частью персидской государственной идеологии. По одному историческому преданию, в зале, где был возведен на трон царь Хосров I Ануширван, стояли еще три свободных трона, которые, по мнению персов, предназначались для правителей Рима, Китая и хазар (турков). При этом персидский царь должен был чувствовать себя "Царем царей", другие же находились бы при нем на правах наместников.

     Конечно, Мани был далек от желания чисто административного "обладания" всем миром, он не хотел быть правителем и даже формально занимать какую-нибудь должность - не случайно вся его жизнь прошла в странствиях. У одного из величайших учителей Древнего Востока к концу жизни даже не было собственного дома!

     Весьма примечательно, что практически во всех странах, куда проникало манихейство, власти воспринимали его как учение исключительно вредное и еретическое. Так, на огромных просторах Римской империи манихейство стало едва ли не самой гонимой религией. Его неоднократно запрещали и в Китае специальными императорскими указами, храмы манихеев разрушали в Туркестане, но это не смущало ни Мани, ни его последователей.

     В Персии манихейство в значительной степени повлияло на формирование другого религиозно-философского учения - маздакизма, названного так по имени манихейского жреца Маздака (он жил в V в.). Исходя из учения о противоборстве добра и зла, светлых и темных сил, Маздак проповедовал уничтожение социального неравенства и конечное торжество справедливости. На рубеже V-VI вв. маздакизм стал идеологией широкого движения крестьян и городской бедноты.

     Благодаря удивительной силе личности и упорству Мани его учение быстро охватило Римскую империю, благо границы между государствами были практически открыты, а на персидском языке говорили по обе стороны этих границ. К концу III в. манихейские общины возникли практически во всех крупных городах на востоке Римской империи. Большую роль в этом сыграли сирийские торговцы китайским шелком, которые покупали его в Персии и с выгодой перепродавали в Риме. Идея о необходимости борьбы с силами Тьмы за возвращение человека в Царство Света была столь привлекательна, что к манихейским общинам стало присоединяться все больше известных римских граждан. Пожалуй, самым знаменитым из них стал Аврелий Августин (354 - 430), позже обратившийся в христианство и сегодня являющийся одним из наиболее почитаемых христианских святых.

     В течение девяти лет Августин был ревностным Слушающим при одном из манихейских Избранных. Именно благодаря Августину европейцы впервые услышали о существовании манихейства; а поскольку он вел непримиримую борьбу со своими бывшими наставниками и часто устраивал с ними публичные диспуты, долгое время манихейство воспринималось как нечто крайне вредное, а порой и непристойное.

     Аврелий Августин критиковал манихейство по любому поводу. По его мнению, сама теория равного противоборства Света и Тьмы абсолютно ложно описывала положение вещей в мире. Августина возмущал и тот отнюдь не аскетический образ жизни, который Избранные вели в Риме, хотя роскошь римских манихеев была скорее исключением, чем правилом, - во всех других странах мира они так и остались бездомными странниками и мужественными проповедниками.

     Правда, как бы сильно св. Августин ни критиковал бывших собратьев, многие свои идеи он вынес именно из манихейства. Например, в классическом труде "О граде Божием" он рассматривал весь исторический процесс как вечную и непримиримую борьбу между светлыми и темными силами, а грешному языческому миру - "граду земному" - противопоставил светлое царство духа - "град Божий".

     Критика манихеев в пределах Римской империи была резкой и часто весьма точной. Дело в том, что в последователях Мани видели не столько представителей серьезного религиозного течения, сколько бродячих магов, фокусников, лекарей. Несмотря на то что манихеи действительно оказывали помощь больным и страждущим, находилось немало людей, желавших испытать чудесные способности Избранных, что нередко заканчивалось для последних позором и насмешками. Хотя зачастую такие истории придумывались самими гонителями манихейства, чтобы опорочить перед народом это весьма влиятельное течение.

    

конференц залы оборудование
Copyright © RIN 2002-   * religion@rin.ru