Дорога к храму - главная страницаРоссийская Информационная Сеть
  
НовостиХронологияСловарьКалендарь
 
История
Космогония
Пантеон
Культ
Места почитания богов
Жречество
Культ мертвых
Праздники
Мистерии
Оракулы
 
 
RIN.ru
Места почитания богов

    Вступая в новую среду обитания, эллины, так же как на своей прародине, не отделяли богов и духов, своих покровителей, от мест, где проявлялась их мощь, - от холмов и гор, рек и ручьев, тенистых гротов, скоплений деревьев и отдельно стоящих вековых великанов с их дуплами.

     Однако по мере того как жизнь концентрировалась в городах, под защитой их каменных стен с бойницами, вместе с людьми уходили в города и боги, обретая новые благоустроенные жилища - храмы. Впрочем, некоторые продолжали почитаться на старых местах, за городскими стенами, где за ними закреплялись участки, которых не должны были касаться ни плуг с железным лемехом, ни железный топор.

     Уже в "Одиссее" Гомера (IX-VIII вв. до н. э.) упоминаются "дом Эрехтея, где обитает Афина", и "каменный порог храма Аполлона в Хрисе". Однако в то время храмов было еще немного, поэтому лишь в полисную эпоху они становятся средоточием культа. Постепенно к храму переходили функции не только культового, но и культурного центра.

     Храм вместе с находившимся в нем изображением божества становился как бы моделью универсума, в котором это божество властвовало и пользовалось почитанием. Совершавшиеся перед храмом на священном участке - теменосе - торжественные богослужения выражали верность отеческим богам, хранителям полисной свободы и узаконенных прав сограждан. Часто храму отводили место на акрополе (укрепленной части города), что было обусловлено стремлением защитить вместе с богом и идею полиса. Тот, кто каким-то образом покушался на принадлежавшее храму богатство или сеял сомнения относительно могущества полисных богов, считался преступником, заслуживавшим самой суровой кары.

     Храмы, бывшие "государством в государстве", жили по своим законам. Они пользовались правами неприкосновенности и подчас объявлялись азилями (убежищами), в которых могли скрываться беглецы. Припавший к алтарю или статуе божества пользовался его защитой.

     Обычно храм находился на возвышении, и к нему поднимались по ступеням, число которых было нечетным, чтобы на первую и последнюю ступала правая, "счастливая" нога. Характерными для эллинского храма были колонны у входа (сначала две, потом более) или колоннада, опоясывающая три стороны или все здание. Треугольник, образованный двумя скатами кровли (фронтон), заполнялся фигурами божества, почитавшегося в храме, и связанных с ним богов, а вся композиция была частью "священной истории".

     Классическим образцом такого храма является Парфенон в Афинском Акрополе, посвященный Афине Парфенос (Деве). Парфенон не сравним по размерам с египетскими или вавилонскими постройками. Греческие архитекторы не стремились подавить зрителя гигантским, сверхчеловеческим масштабом. Наоборот, они старались соразмерить с ним каждую часть своего сооружения. Нигде люди не ощущали себя такими большими, сильными и широкоплечими, как перед Парфеноном, ибо его строители - зодчие Иктин и Калликрат, как и все эллины, чувствовали себя и в самом деле равными богам.

     На первый взгляд, колонны, опоясывающие храм с четырех сторон, отстоят друг от друга на равном расстоянии. В действительности же на торцах здания пролеты между ними незаметно увеличиваются к центру, и от этого кажется, что здание как бы приглашает войти. Вообще в Парфеноне все чуть-чуть изогнуто, чуть-чуть искривлено с учетом несовершенства человеческого зрения, так что все части сооружения выглядят идеально правильными и гармоничными с любой точки обзора.

     Ансамбль Акрополя был рассчитан на движение традиционной религиозной процессии во время главного праздника афинских граждан панафиней. На мраморном рельефе, опоясывающем здание Парфенона, изображены обнаженные юноши, готовящие коней, и их товарищи, уже выступившие на неоседланных животных. Девушки в длинных одеждах погоняют круторогих жертвенных быков. Важно шествуют старцы, спокойные и благородные. Все движение устремлено к восточному фасаду, где на фронтоне изваяно рождение Афины из головы Зевса в присутствии других богов.

     Вошедший в Парфенон оказывался в обширном, окрашенном в синий и красный цвета зале, где царил полумрак - свет проникал сюда только из открытой двери. Однако глаза быстро привыкали к неяркому освещению и обращались туда, где, встречая пришедших, стояла среди даров, венков, серебряных масок двенадцатиметровая статуя богини Афины - шедевр Фидия.

    Фигура богини, как и большинство статуй божеств в эллинских храмах, была вырублена из дерева и искусно покрыта тысячами пластинок из слоновой кости. Одежда, шлем, волосы и круглый щит, который Афина придерживала левой рукой, были выполнены из покрытых чеканкой золотых пластин, общим весом более тонны.

    

Самая актуальная информация протезирование на имплантах у нас.
Copyright © RIN 2002-   * religion@rin.ru