За рамки полиса и полисной религии выходили также оракулы - особого рода объединения жрецов, занимавшихся гаданиями и дававших советы по самым разным вопросам.
Знаменитейший и древнейший оракул существовал при храме Земли в Додоне (область Эпир). Его упоминает Гомер в связи с пеласгами и жрецами-"селлами", которые никогда не мыли ног и спали на голой земле.
Впоследствии главным богом оракула стал Зевс, и жрецы для ответа на вопросы, которые им задавали, прислушивались к шелесту листьев дуба, священного дерева Зевса, и к журчанию протекавшего рядом ручья. Гадание совершалось также по табличкам из свинца с записанными на них вопросами.
С VII в. до н. э. наиболее известным был оракул при храме Аполлона в Дельфах, где, согласно храмовой легенде, Аполлон одолел чудовищное порождение Геи-Земли - змееногого Пифона.
Дельфийский (или Пифийский) оракул долгое время пользовался авторитетом во всем греческом и варварском мире. Предсказания давались девять месяцев в году сначала двумя девами-пифиями, по нескольку раз в месяц, а после падения значения оракула - одной пифией, пожилой женщиной, раз в месяц. Выкрикам пифии, восседавшей на священном треножнике и вдыхавшей наркотический дым, жрецы придавали чаще всего форму стихотворного изречения, допускавшего разные толкования, чтобы в случае принятия вопрошающим неправильного решения ответственность ложилась на него самого.
Наряду с этими знаменитыми оракулами существовало множество других. Неподалеку от Дельф, в Тегире, находился оракул Аполлона, принимавший вопросы жаждущих совета в письменном виде в запечатанном сосуде и дававший ответы на следующий день. На Пелопоннесе, в Аргосе, в святилище Аполлона, предсказательница приходила в экстаз от глотка крови жертвенного животного.
На восточном берегу Эгейского моря, в Дидиме, близ Милета, имелся оракул в храме Аполлона, находившийся в собственности жреческого рода Бракхиадов. Здешняя прорицательница приводила себя в состояние божественного безумия водой из местного источника. При ней состоял жрец-переводчик. За сбывшееся предсказание о победе в битве фараон Нехо прислал этому оракулу богатые дары. Пользовавшийся советами дидимской прорицательницы царь Лидии был настолько щедр к оракулу, что его золота оказалось достаточно для постройки милетянами военного флота и начала войны с персами. В 494 г. н. э. оракул был разрушен.
Вопросы, над которыми приходилось ломать голову жрецам, интересны для понимания религиозного сознания эллинов, их представлений о возможностях не только оракула, но и божества.. Один из вопрошавших задал свинцовой табличке вопрос, им ли зачат младенец, который вот-вот должен был родиться у его жены, или кем-либо еще. Второй желал узнать, кто похитил подушки, которые он, видимо, проветривал на воздухе, третий спрашивал, будет ли для него выгодным разведение овец, а некая женщина интересовалась, окажется ли удачным ее лечение.
Многие оракулы специализировались на помощи больным, чаще всего прибегая к священным снам. Другие шли еще дальше, открывая вопрошавшим тайны загробного мира. Таков был оракул Трофония в расщелине, ведущей в подземную пещеру. "Путешествие в Аид" сопровождалось необыкновенными звуковыми эффектами, оказывающими сильное воздействие на сознание верующих
|