Дорога к храму - главная страницаРоссийская Информационная Сеть
  
НовостиХронологияСловарьКалендарь
 
История
Первый пророк
Божества зороастрийцев
Космология
Священные книги
Роль человека
Смерть и загробная жизнь
Обряды и обычаи
Огнепоклонники
Календарь
Праздники
 
 
RIN.ru
 Литература 

Первый пророк

    В отличие от ранних религиозных систем ближневосточного региона зороастризм относится к более позднему типу религий, основные идеи и принципы которых были сформулированы харизматическим пророком. Если не считать легендарного древнееврейского Моисея, Заратуштра был первым вероучителем-пророком в религиозной традиции Ближнего Востока, т. е. там, где развитые религиозные системы появились раньше всего. Показательно, что многотысячелетняя традиция этого региона не очень-то способствовала появлению влиятельных харизматических религиозных лидеров и, возможно, даже мешала их появлению, как это заметно на примере Эхнатона. Во всяком случае, факт остается фактом: лишь на периферии ближневосточных центров у пастушеских племен евреев и иранцев такого рода лидеры появились. Эти лидеры, естественно, впитали в себя не только основные элементы религиозной традиции своих народов, но также и всю информацию, приходившую извне и приносившую определенные сведения о религиозных системах, культах, обрядах и мифах других народов, преимущественно более развитых и передовых.

    Зороастр - личность легендарная. Время его жизни остается предметом споров. Согласно иранской традиции, он жил за 258 лет до Александра Македонского, который в 333-330 до н.э. завоевал Персидскую империю, одержав победу над ее правителем Дарием III. Однако по мнению многих ученых, эта дата 590 до н.э. является слишком поздней. Соответственно, предполагается, что слова "до Александра" явились искажением первоначального "до Дария", где под Дарием подразумевался царь Дарий I Великий (522-486 до н.э.), а не Дарий III Кодоман (336-330 до н.э.), которого победил Александр. Исходя из этого предположения, исследователи получают для Заратуштры дату ок. 750 до н.э., которая согласуется с тем, что для греков 4 и 5 вв. Заратуштра был фигурой столь древней, что они могли относить время его жизни за 6000 лет до Платона, - возможно, смешивая время его действительного рождения и время сотворения его духовного предшественника-двойника, который, согласно зороастризму, имеется у каждого человека. Однако некоторые ученые отодвигают эту дату до 1500 - 1200 гг. до н. э.

    О Заратуштре мы знаем в основном по Гатам - вдохновенным изречениям, многие из которых обращены непосредственно к Богу. Известно, что Заратуштра происходил из рода Спитама, его отца звали Поурушаспа. Назвали будущего пророка именем, довольно распространенным. "Зар" - золотой, желтый. "Уштра" - верблюд. То есть фамилия ( или имя - отчество?) древнего пророка переводится как обычная "крестьянская", означающая не что иное, как "обладающий золотистыми верблюдами". О себе пророк упоминает в Гатах как о заотаре - полноправном священнике. Постижение тайн жречества, обучение священству начиналось в семь лет. Иранские племена в то время (второе тысячелетие до н.э.) не знали письменности. Заратуштра заучивал наизусть основные обряды и положения веры, изречения мудрецов прошлого, а также учился искусству импровизации для создания молитв и обращений к божествам. С наступлением зрелости в пятнадцать лет, он стал священнослужителем и мантран - сочинителем мантр. Последующая жизнь пророка наполнена поисками истины. Он скитался по миру, был свидетелем многих войн и жестокостей. Видя несправедливости мира и чувствуя своё бессилие, Заратуштра преисполнился стремлением установить божественный порядок одинаковый для всех, как для сильных, так и для слабых. Однажды, во время одного из весенних праздников, когда Заратуштре было уже тридцать лет, он отправился за водой для приготовления хаомы. Будущий пророк, пребывая в состоянии ритуальной чистоты, вышел на середину протоки, чтобы зачерпнуть чистой воды. Возвратившись на берег он увидел сияющее существо Воху-Мана (благой промысел), которое привело его к Ахура-Мазде и пяти излучающим свет персонам. В их присутствии Заратуштра не отбрасывал тени. Именно в этот момент от семи главных божеств он и получил своё откровение.

Copyright © RIN 2002-   * religion@rin.ru