Археологические находки свидетельствуют о всеобщем распространении культа Богини-Матери в эпоху каменного века. На громадном пространстве от Франции до Сибири и по сей день находят женские фигурки, изготовленные из камня, кости или глины. Все эти изображения, древнейшее из которых найдено в Австрии, условно называют "венерами". Всех их объединяет одна общая черта. Руки, ноги, лицо - едва намечены. Главное, что привлекает первобытного художника, - это органы деторождения и кормления, которые приобретают гипертрофированные размеры. Разгадка необычайных черт в фигурках "венер" кроется в том, что они были, по мнению большинства исследователей, культовыми изображениями. Это не что иное, как идолы, или амулеты Богини-Матери. Особенно много таких фигурок было найдено на верхнепалеолитических стоянках в Костенках, Гагарино (Верхний Дон) и Авдеево (р.Сейм). Изображения "венер" обильны и в исторических слоях. Они найдены и в доарийской Индии, и в доизраильской Палестине, и в Финикии, и в Шумере. Сходство их сразу бросается в глаза. Создается впечатление, что культ Матери носил почти универсальный характер. Это подтверждает и этнография. У народов, сохранивших пережитки отдаленных неолитических времен, практически повсеместно встречается культ всеобщей матери. У маори она именуется Пэпа, Мать-земля, супруга Бога Небесного. У эвенков Подкаменной Тунгуски - Бугады Энинитын. Она мыслится хозяйкой Вселенной и одновременно - матерью зверей и людей. В Индии она известна под именем Шакти и Практити. В Передней Азии и Африке Великая богиня-мать почиталась почти у всех культурных народов периода начала письменности. Египетская Исида -"та, которая рождает плоды земли", малоазиатская Кибела, скорбь которой несет умирание растительности, ее двойник в Элладе - Деметра, карфагенская Танит, сидонская Астарта, Артемида Эфесская, изображавшаяся с десятком грудей, как бы готовая накормить весь мир, - все это лишь перевоплощения древней Матери Мира. В языческой Руси слова "Мать-земля" имели не просто метафорическое значение. Они обозначали душу природы, богиню, супругу "Хозяина неба". Богиня-мать правит всеми природными процессами. Это она заставляет оживать семя, погруженное в землю, она вселяет любовь в людей и животных, ей поют песни птицы в дни весеннего ухаживания. По ее мановению распускаются цветы и наливаются плоды. Неудивительно, что в глубокой древности жреческие функции часто принадлежали женщинам. Многочисленные народные поверья о колдуньях, ворожеях и ведьмах есть лишь отголосок тех древних времен, когда жертвоприношения, заклятия и магия были в руках у женщин. Вполне естественно, что при таком важном культовом значении женщин они часто оказывались в роли вождей и руководителей племени.
|