Египетская религия всегда привлекала пристальное внимание цивилизованных народов. Уже древние греки, соприкасавшиеся с Египтом, проявляли к ней интерес в своих трудах. Религии Древнего Египта уделяется большое место в произведениях "отца истории" Геродота, Диодора Сицилийского, Плутарха. Однако научное изучение египетской религии началось лишь после того, как в 1822 г. гениальный француз Франсуа Шампольон, "отец египтологии", сделал решающий шаг на пути дешифровки египетских иероглифов и тем самым раскрыл для науки новые, поистине необъятные сферы исследования.
"Тексты пирамид" - древнейшие заупокойные молитвы и гимны, описания деяний усопшего, начертанные на стенах царских усыпальниц в эпоху Древнего Царства, в первой половине III тыс. до н.э.,- позволяют утверждать, что известный в настоящее время египетский пантеон в то время в целом уже сформировался. Начало Древнего Царства, когда из множества мелких княжеств образовались сначала два царства (Верхний и Нижний Египет), а затем единое централизованное государство, большинство ученых относит к рубежу IV-III тыс. до н. э. С этого времени и начинается история единой египетской религии. Испытав определенный упадок во времена Среднего Царства (конец III - начало II тыс. до н. э.), она расцвела в эпоху Нового Царства и дожила до середины I тыс. н. э.
Разумеется, религия не могла оставаться неизменной на протяжении столь длительного времени. Менялось многое. Египетский пантеон в разные эпохи возглавляли разные божества, соответственно приходили в упадок одни святилища и воздвигались другие. Видел Египет в середине II тыс. до н. э. и попытку вести единобожие (знаменитая реформа Эхнатона - Аменхотепа IV). И все-таки это была одна и та же религиозная система. Даже завоевание Египта другими народами не изменяло основу богопочитания. После того как Египет в IV веке до н. э. стал частью империи Александра Македонского, а в I в. до н. э. был завоеван римлянами, богам завоевателей и местным божествам пришлось уживаться вместе, нередко передавая свои функции друг другу (это вообще характерно для эпохи эллинизма).
Лишь когда христианство стало преобладающей религией во всем Средиземноморье и на Ближнем Востоке, мир египетских богов уступил место новой вере.
|