О верованиях архаических земледельцев Месопотамии можно только строить более или менее правдоподобные предположения. Судя по погребальным приношениям в могилах VII-V тыс. до н. э., древнейшие земледельцы, несомненно, верили в какие-то формы посмертного существования. В могилах и в домах архаических земледельцев находят небольшие антропоморфные статуэтки из обожженной глины. Возможно, это - олицетворения мужского и женского начал. Правда это только предположения.
Несколько больше известно о религиозных воззрениях обитателей Двуречья IV тыс. до н. э. По мнению крупнейшего шумеролога Торкиля Якобсена, месопотамские божества IV тыс. до н. э. выступают прежде всего как податели жизненных благ и изобилия. Это их основная функция, за это их почитают смертные, за это им приносят жертвы и возводят храмы.
Раннешумерские божества могут быть разделены на три основные группы. Огромное большинство составляли малозаметные местные божки, власть и влияние которых не выходили за пределы очень небольшой территории. Другие божества, такие, как Забаба и Шара - покровители городов Киш и Умма - почитались великими богами только в своих городах. Наконец, были и такие городские боги, которым поклонялись по всей стране. Это прежде всего:
бог луны Нанна (аккадский Син) - покровитель Ура;
его сын, бог солнца Уту (аккадский Шамаш) - покровитель городов Сиппара и Ларсы;
связанная с планетой Венера урукская богиня Инанна (аккадская Иштар), олицетворявшая плотскую любовь и приносившая военные победы.
Здесь же следует упомянуть и покровителя города Куту Нергала, считавшегося богом чумы и властителем царства мертвых.
Старейшими же и самыми могущественными богами были:
Бог неба Ан (аккадский Ану),
Энниль - бог ветра и всего пространства от поверхности земли до неба (его главный храм находился в Ниппуре),
Энки (аккадский Эа) - бог океана и пресных подземных вод (культовый центр - в Эреду).
Весьма почиталась в Шумере на заре истории и Богиня-мать Нинхурсаг.
На рубеже IV-III тыс. до н. э. важное место в божественной иерархии занимал и супруг богини Инанны (Иштар) - Думузи (аккадский Таммуз). Долгое время считалось, что он был богом растительности, ежегодно умиравшим и воскресавшим, как трава и зерно на лугах и полях Двуречья. Однако новейшие исследования доказывают, что говорить о воскрешении Думузи нет оснований.
Становление и укрепление государства в Двуречье в III тыс. до н. э., возникновение сложного и громоздкого аппарата административного управления на земле сразу же отразились и на "небесах".
Божественная иерархия до мелочей повторяла земную. У богов появились не только свой царь или свой великий визирь, но и бог-писец (секретарь), бог-носитель трона, таскавший за владыкой его кресло, и даже боги-привратники. В подобном "зеркальном" удвоении миров, здешнего и высшего, нет ничего необычного, оно обнаруживается во многих древних и традиционных средневековых культурах. Все явления в мире были теснейшим образом взаимосвязаны. В Месопотамии важные божества были соотнесены с планетами и созвездиями ( Мардук - с Юпитером и созвездием Тельца, Набу - с Меркурием, Нергал - с Марсом, Иштар - с Венерой ), а через своих богов-покровителей с небесными телами оказывались связаны и их города. Поэтому горожан весьма занимало положение на небосклоне "своего" созвездия или планеты: те или иные перемещения, затмения и тому подобное предвещали и могли повлечь за собой важные перемены в жизни города, его благоденствие или, напротив, несчастья и бедствия. Во II тыс. до н. э. в религиозных представлениях обитателей Месопотамии заметны очень серьезные изменения. Наступило взаимное охлаждение в отношениях между богами и человеком. Простому смертному стало невозможно докричаться до великих богов, привлечь их внимание к своим нуждам и бедам. Жалобами на непостижимость воли богов пестрят литературные сочинения II тыс. до н. э. Почему страдает невиновный, а неправедные благоденствуют? Чего хотят боги от человека? Такими вопросами задавались ученые авторы изящных поэм-акростихов, но эти же вопросы явно волновали и менее образованных современников.
: 1 : 2 :
|