Дорога к храму - главная страницаРоссийская Информационная Сеть
  
НовостиХронологияСловарьКалендарь
 
История
Вавилонский пантеон
Ассирийский пантеон
Космогония
Храмы
Культ
Гадание
Жизнь после смерти
 
 
RIN.ru
Культ

Жрец и мифические герои. Ассирийский рельеф конца II тыс. до н. э.    Вавилонское жреческое сословие всегда имело в своих руках высшую власть. Жрецы являлись посредниками между богами и людьми, учителями и покровителями науки и хранителями священных писаний, они одни только обладали тайной магических действий; поэтому с течением времени их господствующее положение не только не понижалось, но скорее повышалось. В каждом городе они образовывали замкнутую касту, которая тем легче могла сохранять свою замкнутость, что жреческое звание было наследственным. Существовали классы жрецов, предназначенные для исполнения различных богослужебных действий. Разделение, указываемое Диодором Сицилийским, на жрецов, приносящих жертву, жрецов-очистителей, заклинателей, авгуров, снотолкователей, гаруспициев соответствует действительности. Свое богатое содержание они получали от жертвенных приношений. Оброки в пользу храма были точно определены. Из храмовых архивов, а также из упоминаемых в контрактах поставок для храмов мы видим, с какой точностью велась их бухгалтерия и как правильно и богато снабжались они всем нужным. Добровольные жертвы различались от постоянных. На древних печатях-цилиндрах изображены разнообразные сцены жертвоприношений, совершаемых вавилонскими жрецами. Жрецы на них представлены стоящими перед изображением божества, ведущими за руку приносящего жертву царя. Для того чтобы быть жрецом, требовалось знатное происхождение. Внешность жреца должна быть безукоризненна; телесные недостатки делают неспособным к получению жреческого звания. Перед совершением богослужебных действий они должны подвергаться особенным очистительным церемониям. Никакой жертвы нельзя приносить с неумытыми руками.

     Жрецы воспитывали себе преемников в собственных школах. Поэтому очень вероятно, что жреческие традиции в различных городах отличались одни от других. Таким образом объясняются различные друг от друга рассказы о сотворении мира. Вместе со жрецами в надписях упоминаются также и низшие служители при храмах. На них возложены были заботы о внешнем благоустройстве и содержании храма и храмовой утвари. Особые формы известны из культа Таммуза и Иштар.

    Очень заботливо различались разные дни. В календарях точно обозначены дни, которые считаются несчастными. Нет ни малейших следов празднования субботы, напротив, этот день, по-видимому, считался скорее в числе несчастных. Важное значение имеют дни изменений луны. Величайшим праздником был праздник солнечного поворота, или нового года. В связи с культом Иштар и его особенностями находится праздник Таммуза.

     Жертва по вавилонским понятиям существует с сотворения мира. Она есть дань людей богам, которым они обязаны своею жизнью и земным благосостоянием. В рассказе о потопе картинно изображается, как боги собираются роем, точно мухи, вокруг жертвы Сит-Напистима и с удовольствием нюхают приятный для них запах жертвы. Это указывает на обыкновенное представление о жертве как о ежедневном обеде богов. В храмах жертвоприношения совершаются регулярно два раза в день, в начале утра и в начале ночи, когда восходит месяц. В то же время жертва - радостное событие для приносящих ее, она сопровождается веселым пиром и музыкой. Она составляет высшее проявление всех важных, радостных и горестных событий. Ею освящается начало войны и венчается победа; ею же заключается торжественная закладка храмов и дворцов. Приносят жертву, отправляясь на охоту, и в виде жертвы посвящают богам лучшую часть из охотничьей добычи. Возлияния также обычны, как и принесение в жертву пищи, или кровавые жертвы. Самая обыкновенная форма жертвоприношения есть благодарственная жертва. Со всего получаемого в стране платится дань богам. Из всех произведений неба, земли, моря и гор значительная часть приносится им в жертву. Лучшая часть военной добычи принадлежит им. Ежегодно приносятся в жертву молодые животные из стад. При этом не делается различия между животными различных пород. В жертву приносятся и дикие и домашние животные, и всякого рода птицы, а также рыбы, овощи, мед и масло; только жертва должна быть без всякого порока. Животные с телесными недостатками допускаются только при второстепенных богослужебных действиях. В жертву приносятся животные мужского пола, а животные женского пола употребляются только при очистительных обрядах. При кровавых жертвоприношениях выдающуюся роль играет понятие об искуплении в смысле умиротворения разгневанных богов. Жертва имеет очищающую силу; поэтому никакое заклинание не предпринимается без жертвы.

     О существовании человеческих жертвоприношений в надписях нет никаких указаний. Изображения, в которых видели человеческие жертвы или обряд обрезания, имеют, по-видимому, скорее мифологическое значение. Человеческие жертвоприношения Адрамелеха и Анаммелеха в Сефарваиме должны быть отнесены к финикийскому влиянию. Но люди приносились в жертву при оплакивании мертвых. Имела ли эта жертва какую-нибудь связь с часто упоминаемым жертвоприношением в память умерших, совершавшимся при участии плакальщиц и похоронной музыки,- на это нет ясных указаний. Асурбанипал рассказывает об одной такой поминальной церемонии: "Остальных людей я живыми изрубил в куски у колоссальной статуи быка, где был убит дед мой Санхериб, в жертву его памяти". Трупы их были выброшены на съедение зверям. Особые представления об очищениях и очистительных жертвах тесно связаны с магическими понятиями.

Copyright © RIN 2002-   * religion@rin.ru