Дорога к храму - главная страницаРоссийская Информационная Сеть
  
НовостиХронологияСловарьКалендарь
 
История
Минойские боги
Ахейский пантеон
Культ
 
 
RIN.ru
История

Фестский диск. Линейное письмо А.    Один из греческих мифов повествует о том, как легендарный афинский царь Эгей бросился в море, завидев черный парус и сочтя, что его сын Тесей был убит Минотавром на Крите (Тесей же просто забыл сменить черный парус на белый). Поглотившее его море, названное в честь царя Эгейским, его острова и берега, протянувшиеся от Греции до Турции, стали родиной нескольких великих цивилизаций бронзового века, само существование которых долгое время считалось порождением фольклора и мифологии.

     Корни этих эгейских культур вели к неолитическому периоду (с VI до IV тыс. до н. э.), когда с появлением сельского хозяйства эти земли начали активно заселяться. Начало торговым связям в регионе положил спрос на обсидиан - вулканическое стекло, которое шло на изготовление остроконечных орудий и клинков для оружия и которое в изобилии водилось на острове Мелос. Во время своих плаваний эгейские купцы, по-видимому, соприкоснулись с могущественными и высокоразвитыми цивилизациями Месопотамии и Египта, которые к 3000г. до н. э. начали основывать города-государства, обрабатывать металлы, возводить монументальные сооружения, проводить четкие сословнРитон (ритуальный сосуд). Крит. XVI в. до н. э.ые разграничения внутри своих обществ. Зарождавшимся эгейским обществам, хотя на них несомненно оказали влияние чужие достижения, еще предстояло проделать тысячелетний путь, чтобы подняться на подобный уровень.

     Особое место в истории древнейших средиземноморских цивилизаций играл остров Крит. Здесь с III тыс. до н. э. процветала минойская культура, названная так в честь легендарного царя - или целого поколения царей, носивших имя Минос. Она первой из эгейских цивилизаций подарила миру нетленные достижения, сопоставимые с величайшими достижениями других крупнейших цивилизаций древности.

     В середине II тыс. до н. э. Крит был завоеван выходцами с Балканского полуострова, которых Гомер называл "ахейцами" или "ахеянами". Возможно этому поспособствовало извержение вулкана на соседнем острове Фера и последовавшие за ним землетрясения, принесшие серьезные разрушения на Крите. Об этом свидетельствуют археологические раскопки на протяжении всего ХХ века и расшифровка так называемого линейного письма В - слогового письма завоевателей-ахейцев ( предшествовавшая ей система письма древних критян - линейное письмо А - еще не разгадана).

     Таким образом, в истории Крита выделяются две эпохи: минойская (3200 - 1500 гг. до н. э.) и ахейская (1500 - 1100 гг. до н. э.) - и соответственно два периода в истории критской религии. Первый из них, минойский, может быть изучен только по памятникам культа и искусства, второй, ахейский (микенский), - также по древним надписям и греческим мифам.

    Гипотеза о существовании единой минойско-микенской религии, долгое время бытовавшая в науке, не подтверждается новейшим археологическим материалом.

Copyright © RIN 2002-   *