Дорога к храму - главная страницаРоссийская Информационная Сеть
  
НовостиХронологияСловарьКалендарь
 
История
Пантеон
Космогония
Места почитания богов
Культ
Влияние религии Ханаана
 
 
RIN.ru
Космогония

    Развернутое повествование угаритских мифов о соперничающих богах старшего и младшего поколений, об их общей борьбе с силами разрушения, о контактах небожителей с людьми, о деяниях героев, выполняющих свой долг перед божественным законом, предполагает существование развитой ханаанской космогонии. Но время сохранило не целостную космогоническую систему, а лишь ее обрывки.

     В угаритских текстах упоминается, что боги пребывают "у устья Реки, у истоков Океанов обоих". Но на основании одной-двух эпических формул трудно сказать, идет ли речь о реке, соединяющей три вертикальных мира, наподобие индийской Ганги. Упоминание одновременно и горы как обиталища богов не проясняет, а только усложняет картину. По аналогии с другими ближневосточными мифологиями можно предположить, что Латану, "извивающийся и гибкий змей", был существом хаоса или мирового океана. Основанием для этого является библейское упоминание Левиафана, явно идентичного ханаанскому Латану. В одном из псалмов Бог Яхве воспевается как "восседающий на драконе потопа". В другом псалме Яхве воздвигает свой трон "на корнях моря". Из этого становится ясно, что Латану - первозданный дракон наподобие Тиамат, из которой вавилонский бог Мардук создал небо и землю. Таким образом, можно полагать, что победа Балу над Латану имела такое же значение, как победа Мардука над Тиамат, что гора, где находятся резиденция Илу и шатер Балу, воздвигнута, по представлениям угаритян, на побежденном Балу морском чудовище, "на корнях моря".

     Ханаанская космогония была систематизирована в конце II тыс. до н. э. финикийцем Сайхонйатоном, жившем в Берите или Тире. До наших дней его работы дошли в пересказе греческих авторов. Судя по ним, первоэлементами космоса ханаанеи считали вохдух и хаос, от которых произошли ветер и желание (страсть), породившие Мота (т. е. Муту) и одновременно - жизненную силу в облике жидкой грязи, ила. В результате вселенского пожара возникает космос и появляются живые существа.

     Еще одну космогоническую схему предложил финикиец Мох, современник Сайхонйатона, ученый, которому приписывали теорию об атомном строении материи. Согласно его схеме, первоэлементами были эфир и воздух, от которых произошел Хусор. В последнем можно узнать Кусар-и-Хусаса (Пригожего-и-Мудрого), который, оказывается, таким образом, не мастеровым богом, а богом-творцом. Остается загадкой, насколько точно описывали финикийцы космогонические представления своих предков.

для видеоконференций оборудование
Copyright © RIN 2002-   * religion@rin.ru