Дорога к храму - главная страницаРоссийская Информационная Сеть
  
НовостиХронологияСловарьКалендарь
 
История
Космогония
Пантеон
Храмы и обряды
Герои эпоса
Конец света
Малый народец
 
 
RIN.ru
Пантеон

    Скандинавский пантеон объединил оба рода богов - асов и ванов; во главе его стоит Один. Один - странствующий бог (не зря ещё римляне сравнивали его с Меркурием), он добывает блага для Асгарда и мира людей в земле великанов. Один - не только создатель вселенной и демиург, не только предводитель небесного воинства, но и бог вдохновения, шаманского и поэтического экстаза, мудрости. Само его имя могло означать и ярость битвы, и религиозный экстаз. Один - одноглазый, потому что отдал свой второй глаз великану Мимиру в обмен на тайные знания. Он получает шаманскую - магическую - мудрость, когда сам пронзает себя копьём и висит на Мировом Древе, пока не обретает после мучительного испытания сокровенных знаний, таящихся в рунах. Имя ясеня - Иггдрасиль - буквально означает "Конь Игга" (Игг - одно из многочисленных имён бога). Один любил менять имена и обличия.

     При помощи коварства он добывает священный напиток - мёд поэзии. Об этом рассказывается в Младшей Эдде. Асы и ваны заключили мир после войны богов, смешали свою слюну в сосуде и сделали из неё мудрого карлика Квасира. Другие карлики убили Квасира и смешали его кровь с мёдом, получив мёд поэзии. Но им пришлось отдать этот мёд великанам в качестве выкупа. Великан Суттунг спрятал мёд в скале и велел своей дочери сторожить напиток. Один проникает в скалу: просверлив отверстие с помощью бурава, он превращается в змею и влезает в него. Он соблазняет стража-великаншу, которая даёт ему выпить мед. Тогда в облике орла Один возвращается в Асгард и приносит мед поэзии; по дороге он роняет часть мёда, капающего через задний проход, - этот мёд достаётся бездарным поэтам.

     Один - бог войны и воинской удачи. Он и его жена Фригг (Фрия) решают, кому достанется победа на поле г. В "Истории лангобардов" Павла Диакона (лангобардского хрониста VIII в.) Фригг покровительствует племени винилов, а Один - вандалам. Победить, по решению Одина, должны те, кого бог первыми увидит на поле боя. Фригг советует женщинам винилов выйти на поле, повязав волосы под подбородком. Один первыми видит "лангобардов" ("длиннобородых") так винилы получают новое имя и победу в битве с вандалами.

     В Вальхалле Одину и его героям услуживают валькирии - девы, опрeляющиe судьбу воинов на поле битвы, выбирающие героев для Вальхаллы. Один сидит за пиршественным столом с эйнхериями и пьёт лишь вино. Возле его престола - животные: два ворона и два волка. Именно они приносят Одину вести со всего света.

     Ещё один волк висит связанный в Вальхалле. Это Фенрир, противник Одина в грядущей последней битве. Богам обманом удалось заковать его в незримую цепь, изготовленную гномами из "шума кошачьих шагов", из "женской бороды", из "корней гор" и других подобных удивительных компонентов. Фенрир заподозрил обман и потребовал, чтобы бог Тюр вложил ему в пасть руку в качестве залога. Волк не смог вырваться из пут, а Тюр остался без руки. Убить волка боги не могли - Асгард был священным местом, где нельзя было проливать кровь.

     Обуздание Фенрира - единственный мифологический сюжет, связанный с богом Тюром. Однако, судя по имени - Тиу, Тюр, - этот бог некогда почитался германцами как высшее небесное божество, подобное греческим Зевсу и Юпитеру. Он был, видимо, оттеснён Одином и Тором, занимавшими высшие места в скандинавском пантеоне.

     Громовержец Top - рыжебородый силач, разъезжающий по небу и по всему свету в колеснице, запряжённой двумя козлами. Название его оружия - молот Мьёлльнир - означает молнию, громовый удар. Этим оружием он постоянно сражается с великанами, иначе они захватили бы Мидгард и Асгард. Тор в большей мере воплощает силу, чем магическую мудрость. Во время одного из своих путешествий он отправляется с неким великаном на рыбную ловлю в океан и там вылавливает самого мирового змея. Великан в ужасе разрезает леску, и чудовище погружается на дно.

     Тор считался сыном Одина и богини земли Ёрд. Его культ был очень популярен в Скандинавии; об этом свидетельствуют многочисленные амулеты - молоточки Тора, которые находят во время археологических раскопок.

     Популярным был и культ божеств плодородия - бога Фрейра и его сестры Фрейи, происходящих из рода богов-ванов. Их отцом был бог морей и богатства Ньерд; его имя соответствует имени богини Нертус - Матери-земли: возможно, в древности и они составляли пару, воплощающую плодородие, как Фрейр и Фрейя. После войны, когда асы и ваны обменялись заложниками, Ньерд и его дети остались в Асгарде.

     Фрейя - богиня любви и плодородия, сестра Фрейра, которая, как это было принято у ванов, воплощающих плодородие, состояла с ним в кровосмесительной связи. Ею постоянно пытаются овладеть великаны. Великан Трюм, похититель молота Тора, бует отдать ему Фрейю в обмен на оружие бога-громовика. Локи наряжает Тора в наряд невесты и ведёт к великану. Когда Трюм приносит молот, Тор хватает своё оружие и убивает его.

     Пантеон скандинавов напоминает пантеоны других индоевропейских народов древности. Божества выпол три основные функции: высшую - магическую и функцию царя богов - воплощает Один; Тор защищает мир людей и богов (космос) от чудовищ хаоса, воплощает силу сплоченного народа; Фрейр и Фрейя обеспечивают плодородие.

     Самая противоречивая фигура динавской мифологии - Локи. Он - бог-ас, брат Одина и его помощник в делах творения мира. Когда боги задумали построить Асгард, строителем стал некий великан, потребовавший за работу, выполненную в срок, солнце, луну и богиню Фрейю. Локи, чтобы сорвать сроки работы, прератился в кобылу и отвлёк коня - чудесного помощника великана. В облике кобылы Локи родил Слейпнира - восьминогого коня Одина. Локи странствовал вместе с богами и часто ставил их в затруднительное положение. Его унёс в свою обитель великан Тьяцци и отпустил лишь в обмен на богиню Идунн и её молодильныe яблоки. Тогда боги начали стареть, и Локи был вынужден, взяв соколиное оперение у богини Фрейи, похитить Идунн. Тьяцци в орлином облике преследовал Локи, но асы убили орла. Тогда в Асгард явилась дочь Тьяцци Скади и потребовала себе мужа из числа богов, а также того, чтобы её рассмешили. Локи привязал бороду козла к своим половым органам и таким образом рассмешил великаншу и тем самым спас богов от кровной мести.

     В мифологической картине мира Локи оказался между богами и великанами. Но в его природе стремление к разрушению сильнее стремления к созиданию, и чем ближе конец света, тем сильнее проявлялось в Локи именно разрушительное начало.

     В песне "Перебранка Локи" он явился на священный пир богов, где совершил убийство, а потом стал поносить всех богов за их несправедливость, трусость и распутство. В конце концов боги связали Локи кишками его собственного сына и заключили в преисподнюю; когда Локи корчится от боли, происходят землетрясения.

     Перед концом света ему суждено освободиться, чтобы направить корабль с мертвецами Хель на битву с богами.

    

    

видеоконференцсвязь оборудование
Copyright © RIN 2002-   * religion@rin.ru