Богам и героям поклонялись как под открытым небом, близ посвященных им алтарей, так и в храмах, находившихся в ведении жрецов. Как и в Элладе, карфагенское жречество не являлось наследственной кастой, но на практике сан жреца часто переходил от отца к сыну. Разрешалось совмещение жреческих и светских должностей.
Жречество каждого храма составляло коллегию, во главе которой стоял главный жрец (или жрица), принадлежавший к высшим слоям аристократии. Основная масса храмового персонала состояла из рядовых жрецов и жриц, должности которых тоже считались почетными. Среди служителей были также гадатели, музыканты, священные брадобреи, писцы и рабы, занимавшие более высокое положение, чем рабы частные и государственные.
Особое значение в культе придавалось жертвоприношениям, сопровождавшимся обычно театрализованными представлениями. В жертву приносили часть урожая, животных и людей. Человеческие жертвоприношения известны многим древним религиям, но если у эллинов, этрусков, римлян они не носили постоянного характера, то в Карфагене человеческие жертвы приносились ежегодно - без них не обходился ни один крупный религиозный праздник. Наиболее распространены были жертвоприношения новорожденных детей. Карфагеняне, так же как их враги - римляне, брали в качестве заложников самых высокопоставленных граждан, карфагенские боги требовали себе в жертву прежде всего детей знати. И уберечь от этой участи своего ребенка был не в силах никто из выдающихся политиков и военачальников. Со временем жажда крови у карфагенских богов возрастала: детей приносили им в жертву все чаще и на все новых территориях, входивших в состав Карфагенской державы.
Карфагенская религия оказала влияние на верования многих народов Западного Средиземноморья - и враждебных Карфагену нумидийцев, и полудиких обитателей Сардинии, поклонявшихся карфагенскому богу Циду под именем Сард-отец, и этрусков, оставлявших двуязычные посвящения карфагенской богине Астарте. С завоеванием Африки римлянами карфагенских богов стали почитать под латинскими именами. Только с распространением христианства и затем ислама следы карфагенской религии окончательно исчезли.
|