Дорога к храму - главная страницаРоссийская Информационная Сеть
  
НовостиХронологияСловарьКалендарь
 
История
Космогония
Пантеон
Культ
История развития
Организация Карфагенского государства
Хозяйство Карфагена
Внешняя политика и военная система
Культура
Ганнибал Барк
Власть
 
 
RIN.ru
Пантеон

    Так как карфагеняне были переселенцами из финикийского города Тира, они почитали богов Ханаана, но далеко не всех. Да и ханаанские боги на новой почве изменяли свой облик, вбирая черты местных богов.

     Первое место среди карфагенских божеств занимала богиня-дева Таннит, известная с V в. до н. э. по религиозной формуле пунических надписей как "Таннит перед Баалом". По значимости она соответствовала великим богиням Угарита - Ашере, Астарте и Анат, но не совпадала с ними по функциям и во многом превосходила их, что видно хотя бы по ее полному имени. Скорее всего Таннит вобрала в себя черты великих богинь-матерей местного ливийского населения чем и объясняется ее необычайная популярность. Символами Таннит были полумесяц, голубь и треугольник с поперечиной - как бы схематическое изображение женского тела (знак Таннит).

     "Владычица Таннит" почиталась не только в самом Карфагене, но и на огромных пространствах Средиземноморья - всюду, где были разбросаны карфагенские и древнефиникийские колонии. На острове Ибиса обнаружили 600 фигурок богини 26 различных типов, свидетельствующих о том, что обитатели острова на протяжении веков представляли Таннит то в классическом финикийском образе - с птицей в руке, то в мантии и с крыльями за плечами, наподобие египетской Исиды, то в облике греческих богинь плодородия Деметры и Персефоны и даже в образе древнейших критских богинь.

     Один из главных богов карфагенян -Баал-Хаммон, оказавшийся в тени Таннит, - сохранил некоторые черты своего предшественника Балу: Баал тоже был покровителем земледелия, "хлебоносцем", и изображался с колосьями в левой руке. Отождествленный с греческим Кроносом, этрусским Сатре и римским Сатурном, Баал-Хаммон принадлежал к старшему поколению богов; именно ему приносили многочисленные человеческие жертвы.

     Не менее почитаемым богом в Карфагене был Решеф, известный уже ханаанеям во II тыс до н. э., но не входивший тогда в число главных богов. О месте Решефа в пантеоне можно судить по тому, что он занимал высшую точку карфагенского акрополя Бирсы, куда вела лестница в 60 ступеней. Само имя Решеф означает "пламя", "искра", а атрибутом бога был лук, что давало грекам основание отождествлять его с Аполлоном, хотя на самом деле он был скорее всего богом грозы и небесного света, как греческий Зевс, этрусский Тин и римский Юпитер.

     Из Финикии колонисты принесли почитание Мелькарта, считавшегося покровителем всех, кто покинул родину и обосновался на новых местах. Карфагенский мореплаватель Ганнон, высадивший колонистов на Атлантическом побережье Африки, согласно греческому переводу его перипла (описания плавания), храм Посейдона, т. е. Мелькарта.

     Наряду с богами карфагеняне почитали героев. Известны алтари братьев Филенов, прославившихся, видимо, подвигами в борьбе с местным населением или с эллинами. Эти алтари находились на восточной границе Карфагенской державы.

    

    

конференц залы оборудование
Copyright © RIN 2002-   * religion@rin.ru