Сикхизм - одна из национальных религий Индии. Название происходит от санскритского "сикх" - ученик. Сложился в 15 в. Основные положения сикхизма унаследованы от индуизма и ислама. По воззрениям сикхов, единый Бог существует в качестве вечной невидимой сущности в видимом мире. Он неописуем и непостижим. Общение с Ним - это глубоко внутренний процесс. Наставить на истинный путь может наставник-гуру, которых было десять, первый из них - Нанак (1469-1539 гг.). При десятом гуру (в 17 в.) были введены атрибуты сикхов - длинные нестриженые волосы, кинжал, гребень, стальной браслет, особый род нижнего белья, но сам институт гуру был упразднён. Численность сикхов - свыше 19 млн. чел., из них более 18 млн. живут в Индии (из которых 13 млн. чел. сосредоточены в штате Пенджаб).
Тревожным и смутным был для Индии XV век. Делийский султанат - одно из крупнейших азиатских государств средневековья - в этом столетии поистине не знал покоя. Менялись династии, новые правители приходили один за другим, уничтожая своих предшественников и все, что было связано с их памятью. Не случайно XV век ученые называют "глухим столетием" индийской истории: слишком мало дошло до нас документов (хроник, биографий мусульманских правителей), созданных в Индии именно в этот период. В 1451 г. на смену четырем тюркским династиям, правившим в Дели с начала XIII в., пришла афганская династия Лоди. Но и ей суждено было продержаться немногим более полувека.
Не было покоя и в духовной жизни. Индуизм - религия, исповедуемая большинством населения Индии, - переживал очень сложный этап своей истории. В его рамках возникло религиозно-реформаторское движение бхакти, основанное на любви к Богу, доходящей до экстаза; особое распространение оно получило на севере страны. Последователи этого движения - бхакты не признавали никаких посредников при общении с Богом, отрицали роль брахманов - высшей индуистской касты, отвергали обряды и церемонии индуизма.
Официальной религией Индии, религией двора делийского султана, в то время был ислам. Уже в конце I тыс. н. э. Северная Индия получила представление об одном из "опальных" направлений в исламе - суфизме. Изгнанные из Ирана и других стран мусульманского мира, суфийские проповедники находили пристанище в Уче и Мултане (районы на северо-западе Индостана). Там в XI-XII вв. существовали суфийские государства. Постепенно суфии продвигались дальше на восток, вплоть до Дели (впрочем, делийские султаны их тоже не жаловали). Суфии полагали, что конечная цель человека - общение и слияние с Богом, и достичь этого можно, если отречься от мира, вести аскетический образ жизни, погружаться в размышления о божестве, петь молитвы, повторяя в них имя Бога. Они считали необходимым самоотречение под руководством духовных наставников - шейхов. Бедность в суфизме расценивалась как один из праведных путей в противовес богатству и роскоши. Дервиши (члены суфийских орденов, которых на территории Индии насчитывалось более десятка) проповедовали те же идеи, что и бхакты, - они говорили о необходимости всеобщей любви и братства между людьми разного происхождения и достатка, что, конечно же, находило отклик в кастовом индийском обществе.
Таковы были условия, предшествовавшие возникновению на северо-западе Индии нового религиозного течения - сикхизма, вобравшего многие черты как бхакти, так и суфизма. Оформилось оно в Пенджабе (от перс. "пандж аб" - "пять рек") - так называется область, по которой протекают пять великих притоков Инда: Джелам, Чинаб, Рави, Биас и Сатледж; и это произошло не случайно. Пенджабу в истории Индии издавна отводилась особая роль: эта территория, находящаяся на стыке Южной Азии и Среднего Востока, в силу своего географического положения постоянно подвергалась бесчисленным вторжениям и нашествиям. Чужеземцы не могли проникнуть в Индию с севере и северо-востока, где неприступной стеной возвышались великие Гималаи, а с востока дорогу преграждали гряды не таких высоких, но тоже труднопроходимых гор. Индийский океан, омывающий Индию с юга, юго-запада и юго-востока, также оставлял мало надежд завоевателям. Немногие решались пересекать раскаленную пустыню Тар на западе. Желающим попасть в страну сказочных богатств оставался единственный путь - через северо-западный "угол" Индии, северную часть равнины великого Инда, образованную его притоками. Поэтому и люди, которые жили здесь, были особенными. Они умели обращаться с оружием; когда возникала нужда, сражались с врагами и побеждали их, а после расправы с очередными захватчиками вновь становились крестьянами, мирно трудясь на своих полях.
:
1 :
2 :
3 :
|