|
|
|
Ведийские божества.
Многочисленные образы почитаемых в древней Индии ведийских божеств сформировались, скорее всего, в результате взаимного влияния культов исконного населения северной Индии, и завоевателей-ариев, пришедших на эту территорию на исходе второго тысячелетия до н.э.
Мы узнаем об этих божествах из "священного писания" индуистов - Вед, в книгах которых подробно описываются ритуалы и церемонии, которыми следует добиваться милости богов.
Сейчас существует также несколько концепций, которые полностью отвергают влияние идей ариев на формирование индуизма. Согласно взглядам некоторых исследователей, индуизм был распространен в Индии еще задолго до прихода туда арийских племен.
Из Вед очевидно, что ведийские божества имели не только человеческое, но и животное обличье. Неясно, правда, поклонялись ли в древности их изображениям. Возможно, сначала только представители низших каст почитали изображения божеств в их человеской или животной ипостаси, а позднее эта практика проникла и в более высокие слои общества. В более поздний период ведийские божества утратили свою животную ипостась, а их изображения в виде людей активно тиражировались.
С течением времени ведийская религия претерпела ряд изменений. В первую очередь перемены каснулись наиболее почитаемых божеств и популярных ритуалов. Некоторым богам начали преписываться новые функции, многие крупнейшие божества отошли на задний план, а почти незаметные в Ведах - возвысились. В это же время жрецов-брахманов начали считать посредниками, абсолютно необходимыми для плодотворного общения людей с богами. Право совершать жизненноважные обряды и церемонии полностью перешло в руки брахманов. Фактически это привело к обожествлению жреческой касты, которое увеличило и без того огромную пропасть между древними богами и людьми. Естественно, что в этот период многим божествам начинают приписывать пугающие качества и ипостаси. Засилье жреческой власти и ее строгая ортодоксальность порождала в душах верующих потребность в более тесном и продуктивном контакте с божеством. Это желание почитать божество без посредников, лично выражать ему свою преданность и любовь - бхакти, как это называется в индийской культуре, - стало причиной повсеместного распространения изображений божеств. Ведь каждый может в любое время обратиться к божеству с просьбой или выражением преданности, имея перед глазами его изображение. Распространение божественых изображений оказалось медленным и непростым для индийской культуры процессом. Похоже, сначала разрешалось поклоняться изображениям только незначительных божеств. Ранние упоминания об использовании изображения божества в ритуале датируются примерно 5 в. до н. э., и касаются культа духов деревьев - якшасов и божественных змей - нагов.
Эпические божества.
Дальнейшим стимулом развития индивидуального богопочитания стали две крупнейшие эпические поэмы - "Рамаяна" и "Махабхарата". Хотя оба эти памятника повествуют о земной жизни, при описании великих подвигов своих героев они постоянно упоминают божественную поддержку и вдохновение, без которых героические деяния были бы невозможны. Поскольку включенные в эпос рассказы о богах стали частью устного фольклорного повествования, число сюжетов и их вариантов чрезвычайно возросло, герои эпических сказаний-люди постепенно вошли в мир богов, а затем были и полностью обожествлены.
Пуранические божества.
Дальнейшее развитие индийского общества повлекло за собою ряд изменений в религиозных концепциях. Постепенно сильно увеличился индуистский пантеон. В него входили многие древние божества, причем нередко несколько самостоятельных прежде богов объединялись в один образ. Может быть, это происходило оттого, что, под влиянием многочисленных народных культов, высокородное и образованное население было вынуждено включить в свой древний пантеон богов, популярных у местного населения. Таким образом в систему индуизма вошло большинство женских божеств. Особенно возвысился занимавший в Ведах очень скромное место бог Вишну: его отождествили с народным героем Васудевой, а также с Кришной, героем, удивительно популярным в эпический период. В это же время, путем подобных слияний и отождествлений, Вишну приобрел все приписываемые ему десять воплощений-аватар.
: 1 : 2 : 3 :
|
https://salehard.audioprofi.ru/ |
|