Дорога к храму - главная страницаРоссийская Информационная Сеть
  
НовостиХронологияСловарьКалендарь
 
История
Космогония
Пантеон
Мировоззрение
Три цели жизни
Священные тексты
Философия
Течения
Касты
Религиозная практика
Божества
Главные символы
Праздничные ритуалы
 
 
Новости
Ссылки
RIN.ru
 Литература 

Божества

Богиня    

Ведийские божества.


     Многочисленные образы почитаемых в древней Индии ведийских божеств сформировались, скорее всего, в результате взаимного влияния культов исконного населения северной Индии, и завоевателей-ариев, пришедших на эту территорию на исходе второго тысячелетия до н.э.

     Мы узнаем об этих божествах из "священного писания" индуистов - Вед, в книгах которых подробно описываются ритуалы и церемонии, которыми следует добиваться милости богов.

     Сейчас существует также несколько концепций, которые полностью отвергают влияние идей ариев на формирование индуизма. Согласно взглядам некоторых исследователей, индуизм был распространен в Индии еще задолго до прихода туда арийских племен.

     Из Вед очевидно, что ведийские божества имели не только человеческое, но и животное обличье. Неясно, правда, поклонялись ли в древности их изображениям. Возможно, сначала только представители низших каст почитали изображения божеств в их человеской или животной ипостаси, а позднее эта практика проникла и в более высокие слои общества. В более поздний период ведийские божества утратили свою животную ипостась, а их изображения в виде людей активно тиражировались.

     С течением времени ведийская религия претерпела ряд изменений. В первую очередь перемены каснулись наиболее почитаемых божеств и популярных ритуалов. Некоторым богам начали преписываться новые функции, многие крупнейшие божества отошли на задний план, а почти незаметные в Ведах - возвысились. В это же время жрецов-брахманов начали считать посредниками, абсолютно необходимыми для плодотворного общения людей с богами. Право совершать жизненноважные обряды и церемонии полностью перешло в руки брахманов. Фактически это привело к обожествлению жреческой касты, которое увеличило и без того огромную пропасть между древними богами и людьми. Естественно, что в этот период многим божествам начинают приписывать пугающие качества и ипостаси. Засилье жреческой власти и ее строгая ортодоксальность порождала в душах верующих потребность в более тесном и продуктивном контакте с божеством. Это желание почитать божество без посредников, лично выражать ему свою преданность и любовь - бхакти, как это называется в индийской культуре, - стало причиной повсеместного распространения изображений божеств. Ведь каждый может в любое время обратиться к божеству с просьбой или выражением преданности, имея перед глазами его изображение. Распространение божественых изображений оказалось медленным и непростым для индийской культуры процессом. Похоже, сначала разрешалось поклоняться изображениям только незначительных божеств. Ранние упоминания об использовании изображения божества в ритуале датируются примерно 5 в. до н. э., и касаются культа духов деревьев - якшасов и божественных змей - нагов.

    Эпические божества.

    Дальнейшим стимулом развития индивидуального богопочитания стали две крупнейшие эпические поэмы - "Рамаяна" и "Махабхарата". Хотя оба эти памятника повествуют о земной жизни, при описании великих подвигов своих героев они постоянно упоминают божественную поддержку и вдохновение, без которых героические деяния были бы невозможны. Поскольку включенные в эпос рассказы о богах стали частью устного фольклорного повествования, число сюжетов и их вариантов чрезвычайно возросло, герои эпических сказаний-люди постепенно вошли в мир богов, а затем были и полностью обожествлены.

    Пуранические божества.

     Дальнейшее развитие индийского общества повлекло за собою ряд изменений в религиозных концепциях. Постепенно сильно увеличился индуистский пантеон. В него входили многие древние божества, причем нередко несколько самостоятельных прежде богов объединялись в один образ. Может быть, это происходило оттого, что, под влиянием многочисленных народных культов, высокородное и образованное население было вынуждено включить в свой древний пантеон богов, популярных у местного населения. Таким образом в систему индуизма вошло большинство женских божеств. Особенно возвысился занимавший в Ведах очень скромное место бог Вишну: его отождествили с народным героем Васудевой, а также с Кришной, героем, удивительно популярным в эпический период. В это же время, путем подобных слияний и отождествлений, Вишну приобрел все приписываемые ему десять воплощений-аватар.

: 1 : 2 : 3 :

https://salehard.audioprofi.ru/
Copyright © RIN 2002-   * religion@rin.ru