Согласно древнеиндийским космогоническим воззрениям, весь мир и все, что в нем находится, произошли во времена первотворений, перводействий и первопричин. Миру упорядоченному, космосу, предшествовал хаос. В разных мифических версиях он изображается в образах тьмы, бездны, пустоты или каких-нибудь хтонических существ. Так или иначе, хаос символически отождествляется с мраком. Суть и пафос творения - в преобразовании хаоса в космос. Оно осуществляется разными путями.
Одна из наиболее индуистских по духу космогонических моделей - начало мира как жертвоприношение - запечатлена в гимне о Пуруше "Пурушасукта". Боги принесли себе в жертву самого первого человека - Пурушу, принявшего облик гиганта. Для этого жертвоприношения весна послужила маслом, лето - горючим материалом, а осень - дополнительным приношением богам. Из головы Пуруши выросло небо, из туловища - атмосфера, а из ног - земля. Из его разума поднялась луна, из глаза возникло солнце, из ушей - четыре части света, изо рта - Индра и Агни, а от его дыхания - Ваю. Четыре варны также произошли от Пуруши: брахманы - из его уст, кшатрии - из рук, вайшьи - из бедер, шудры - из ступней. Позднее роль творца мира перешла к Брахме, который и стал считаться создателем кастовой системы, вечной и предопределенной самим богом.
Одна из самых популярных космогонических моделей повествует о том, что сначала из хаоса возникли воды: они простирались бесконечно и были прежде всех иных творений. Воды породили огонь. Великая сила тепла породила Золотое Яйцо. Все это было до начала времен, и потому некому было знать время и измерять его. Но столько времени, сколько длится год, плавало это Яйцо в водах бездонного и безбрежного океана, а через год из него возник прародитель Брахма, поэтому он и называется Хиранья Гарбха, что значит "Рожденный из Золотого Яйца". Он разбил яйцо, и оно распалось надвое; верхняя его половина стала небом, а нижняя - землей. Между ними поместил Брахма воздушное пространство, утвердил землю среди вод, создал страны света и положил начало времени. Потому называют Брахму и другим именем - Сваямбху, что значит "Самосущий", так как он существовал изначально и никем не был сотворен.
Потом сотворил Брахма живой дух, мысль и пять великих элементов: воздух, огонь, воду, землю и эфир. После этого он создал богов, вечную жертву, три веды, время, планеты, реки, моря, горы и людей, кроме того - речь, радость, страсть и гнев. Постепенно появились звери, птицы, насекомые, демоны, растения и все остальное, что есть на земле.
Бесконечная вселенная состоит из множества миров, и каждый из них имеет свое начало, расцвет и конец. Подобно тому как человек ночью спит, а днем бодрствует, в жизни вселенной также чередуются периоды покоя и деятельности. Период деятельности - день Брахмы, сменяется периодом покоя - его ночью; жизнь Брахмы - это время существования универсума, а с его смертью вселенная погружается в великий хаос.
Времени индуисты придавали всесильную власть. В ведийских и брахманистских текстах есть представление о времени как о первоисточнике мира. Начиная с ведийского периода время отождествлялось с кругом как с наиболее совершенным пространственным образом. Он лежит в основе учения о циклах или "югах" ("махаюгах"). Каждая махаюга (или махакальпа) состоит из четырех юг, обозначенных терминами для игры в кости: "крита", "трета", "двапара" и "кали" и соответствующих костям в 4, 3, 2 и 1 очко. Каждая последующая юга на четверть короче предыдущей, и это ускорение времени свидетельствует об ухудшении состояния мира.
В первую, "крита-югу" господствовал божественный порядок - дхарма, прочно стоящий на четырех ногах: правдивости, почитании, сострадании и приветливом обращении. Люди жили в полном довольстве и благоденствии, не зная болезней, злобы, ненависти, страха, ревности и других негодных чувств. Они получали по желанию плоды земли, и им не было необходимости что-либо выращивать, продавать и покупать. Крита-юга длилась 1 728 000 земных лет.
В следующую, "трета-югу" дхарма стояла уже на трех ногах: добродетелей стало на четверть меньше. Это уже менее счастливое время. В целом люди соблюдают долг, хотя порой в их действиях уже присутствуют корыстные побуждения, что, конечно, порождает распри и ссоры. Люди стали приносить жертвы богам и обращаться к ним, чтобы те исполнили их желания. Трета-юга длится 1 296 000 лет.
При наступлении "двапара-юги" добродетель в людях умаляется наполовину, а дхарма стоит уже только на двух ногах. Многие люди стали злобными и фальшивыми, и потому среди них распространялись болезни и несчастья. Двапара-юга длится 864 000 земных лет.
Наконец наступила последняя - "кали-юга". От всех прежних добродетелей осталась лишь одна четверть, да и та быстро приходит в негодность. Дхарма, опирающаяся на одну ногу, бессильна и слаба. Вконец испорченные, неприветливые и сварливые люди стали орудиями своих страстей и соблазнов, и потому их не оставляют несчастья. Они погрязли в ненависти, лжи, лености, злобности и слабости, и над ними властвует тьма невежества. Люди страдают и будут страдать до тех пор, пока не придет божественный Калки - Разрушитель.
Перед концом мира явлены будут страшные предзнаменования. После столетней засухи в небесах вспыхнут семь солнц, которые быстро иссушат всю оставшуюся на Земле воду. Огонь, разносимый мощными ветрами, сначала уничтожит поверхность земли, а затем и подземный мир. Тогда соберутся тучи, напоминающие по форме слонов с гирляндами из молний. Разом взорвавшись, они освободят ливни, которые обрушатся на землю и будут нескончаемо идти 12 лет, пока весь мир не скроется под водой. Но мировой Дух Брахма, плывущий по водам в лотосе, поглотит ветры и тучи, а после погрузится в сон до следующего пробуждения и творения. На время своего сна Мировой Дух Брахма поглотит и богов, и людей.
Нет ничего удивительного, что по индуистскому летоисчислению сейчас на Земле длится первая половина кали-юги, точнее ее шестое тысячелетие. Кали-юга началась в полночь с 17 на 18 февраля 3102 г. до н. э. по европейскому календарю, она входит в 28-ю махаюгу 7-й манвантары нынешней кальпы, имеющей имя Вепрь ( в ней Вишну воплотится в виде вепря). Эта кальпа является первым днем 51-го года жизни нынешнего Брахмы (двенадцать тысяч человеческих юг составляют одну божественную югу, а тысяча божественных юг - одну кальпу или день Брахмы, т. е. 4320 млн. лет).
|