Дорога к храму - главная страницаРоссийская Информационная Сеть
  
НовостиХронологияСловарьКалендарь
 
История
Космогония
Пантеон
Мировоззрение
Три цели жизни
Священные тексты
Философия
Течения
Касты
Религиозная практика
Божества
Главные символы
Праздничные ритуалы
 
 
Новости
Ссылки
RIN.ru
 Литература 

Течения

    Примерно с V-VII вв. в индуизме окончательно сформировались два основных направления. Они названы по именам главных почитаемых богов - шиваизм (культ Шивы) и вишнуизм (культ Вишну). В пределах шиваизма наметилось и еще одно течение - шактизм, - связанное с почитанием женской творческой энергии (шакти), воплощенной в образе божественной супруги - спутницы бога.

    Упомянутые боги оказались в центре почитания: на них сосредоточилась вся сила проявления религиозного чувства верующих. Проявления эти могли принимать самые разнообразные формы и варианты.

    Шиваизм, вишнуизм и шактизм не были противоречащими и враждебными друг другу направлениями. Не отрицали они и других богов и направлений. Индуистский пантеон по-прежнему оставался пестрым и многочисленным, и по-прежнему оставалось множество способов почитания этих богов. И боги, и их почитатели мирно сосуществовали друг с другом. Индуизм - очень терпимая религия, но лишь в том, что касается вероучения; в вопросах касты и других общественных установлений ему отнюдь не свойственна какая-либо терпимость.

    Почти все, что было связано с богами как с главными объектами культа, осталось прежним. Мифологические образы Шивы и Вишну выросли из вед, упанишад, эпоса. Но теперь главным источником представлений о богах становятся пураны. Именно они послужили мифологической основой и вишнуизма, и шиваизма. На средние века приходится расцвет индуизма как пуранической религии, открытой и понятной широким слоям населения.

    Северные арийские культы активно внедрялись в южную дравидскую традицию, переживая новые изменения. Среди форм богопочитания выделяется бхакти. А в VI-IX вв. бхакти становится мощным религиозным течением, оказавшим влияние на все средневековье. К XVI в. движение охватывает уже всю Индию, определяя образ жизни веры огромной части населения страны.

    Учение Тантры также относится к индуистским религиозным течениям. Хотя тантризм обладает всеми признаками самостоятельной религиозной традиции - вероучением, своеобразной культовой и йогической практикой, священными книгами-тантрами и целым рядом других черт отдельной религии, - большинство ученых, да и сами тантристы рассматривают его как особую форму индуизма.

    ВИШНУИЗМ

     Древним прообразом индуистского Вишну было второстепенное солнечное божество вед, соратник Индры, прославившийся своими тремя шагами, которые охватили все мироздание. Переход к иной стадии в развитии мифологического образа Вишну наиболее полно отражен в Махабхарате. В ней запечатлены разные слои формирования сложного и многопланового образа Вишну. Его традиционные ведийские атрибуты поменялись, а образ приобрел черты и качества объектов популярных местных культов, в том числе неарийских.

    В результате этого синтеза, Вишну превратился в божество общеиндийского масштаба. Одной из моделей ассимиляции местных верований была концепция аватары - "нисхождения" божества в земной человеческий мир. Детальный перечень 10 канонических аватар и их мифологических характеристик относится к пураническому периоду.

    Важную роль в мифологии Вишну играет доктрина вьюх - эманация божества и в то же время существенная часть его природы (эволюционный аспект отношений между целым и его частями). Доктрина вьюх была не только другой, по сравнению с аватарами моделью ассимиляции местных культов, но и попыткой гармонизировать теологию с мифологией и элементами философии.

    ШИВАИЗМ

    Шива как одно из центральных божеств индуизма вырос из протоиндийского мифологического персонажа (рогатое божество на троне). Тогда же в его образе были заложены две контрастные характеристики (эротическая и аскетическая), которые остались существовать на тысячелетия как его основные отличительные черты.

    Ведийским предком Шивы был Рудра - зловещее стихийное божество. В пуранический период мифология Шивы достигает расцвета и отражает более сложные религиозные концепции, чем мифологии других божеств. Характер его культа, его мифологический образ и мифо-ритуальный комплекс демонстрируют дальнейшее развитие тех черт, которые известны по ведийским памятникам. Первичные атрибуты Шивы относились, видимо, к почвенной стихии (в отличие от солнечной у Вишну).

    Существенная часть культа Шивы - связь с музыкой и экстатическими плясками шаманского толка. Наиболее популярный иконографический облик - танцующий Шива, Натараджа, царь танцев, разрушающий и созидающий своей силой миры. Другие, не менее популярные образы -йог, пребывающий в состоянии медитации и отшельник в ветхой одежде или в набедренной повязке, с чашей для сбора подаяний.

    Из многочисленных мифов о Шиве наиболее известны мифы о жертвоприношении Дакши и о разрушении Трипуры.

    На базе агамических шиваитских текстов в XI в. оформилась философская школа шайва-сиддханты, популярная и поныне.

    БХАКТИ

    Бхакти (причастность, преданность богу) - одно из центральных понятий в индуизме. Оно означает особый путь богопочитания, состоящий в безграничной и безраздельной преданности божеству, ежеминутной памяти о нем и внутреннем созерцании его (бхагти-марга, наряду с путем знания джняна-маргой и путем бескорыстного действия карма-маргой). Термин в этом значении впервые употребляется в Бхагаватгите.

    В раннем средневековье индуистские теологи сблизили бхакти с понятием любви. Тогда же на дравидском юге бхакти зародилось как мощное и влиятельное течение, которое к XYI в. охватило всю страну, окрасило собой все средневековье и сохранилось в новое время, определив образ жизни огромной части народа.

    Бхакти было широким демократическим движением, признающим равенство людей перед богом, с безразличным, а, порой, и отрицательным отношением к брахманскому ритуалу. В плане религиозной практики приоритет получили персонифицированные божества, главным образом Шива и Вишну. Трансформировались и внешние формы богопочитания. Большое место в богослужении заняли музыка и пляска, возросла роль храмов и храмовых изображение. Значимым культовым актом стала песня, гимн богу, который мыслился как милосердный и любящий.

    ТАНТРИЗМ

    Почитание богинь-матерей восходит к древнейшему периоду (протоиндийская цивилизация). Корни его, бесспорно неарийские и относятся к глубокой архаике.

    Ведийской религии и мифологии идея активного женского начала была чужда. Женские персонажи вед, за редким исключением, схематичны и невыразительны. В индуистский пантеон богиня Дэви вошла как супруга Шивы в период оформления индуизма как пуранической религии. Махадэви (Великая богиня) пуран как бы вобрала в свой образ множество богинь-матерей, от персонажей высокой жреческой религии до народных сельских культов. С тех пор ее значение возрастало. Она известна и в благожелательном, и в гневном, устрашающем обликах.

    В раннем средневековье становится популярным представление о богине как о шакти - творческой энергии бога и подлинной основе его могущества.

    До настоящего времени богини сохраняют большой диапазон своих проявление - от активного творческого принципа до низовых сельских культов. В период оформления пуран в них широким потоком вливались тантрийские представления, связанные с признанием верховным божеством женского начала и с использованием специальной магической и ритуальной техники.

    

конференц залы оборудование
Copyright © RIN 2002-   * religion@rin.ru