Дорога к храму - главная страницаРоссийская Информационная Сеть
  
НовостиХронологияСловарьКалендарь
 
История
Пророки
Космография
Теория
Образ жизни
Этика
Течения
Архитектура и искусство
Ритуал
Мирская жизнь
Теория суждения
Метафизика джайнизма
 
 
RIN.ru
Пророки

    В научной литературе существует мнение о доарийском происхождении джайнизма, иногда его связывают с религиозными культами. Хараппской цивилизации. Однако, насколько точны утверждения джайнских мыслителей о необыкновенной древности их доктрины, сказать трудно. Согласно традиции, за время текущего "мирового периода" это учение 7 раз исчезало в Индии, но священные тексты неизменно опять возвращались новым "пророком" - тиртханкарой (букв. "создатель переправы, брода, пути"). Непрерывность передачи учения установилась только после 16-го тиртханкары. Шантинатхи (причем считается, что каждый последующий проповедовал учение уже в иной редакции).

     Первым из тиртханкаров был Ришамбха, царь древнего индийского государства Кошала. Согласно джайнской традиции, Ришамбха жил еще в те времена, когда люди не умели правильно готовить пищу, не знали гончарного ремесла, письменности и многого другого. Ришабха научил их всему этому, а также учредил брачные, погребальные и другие обряды.

     По мере продвижения ариев с северо-запада на восток и юг Индостана в создаваемый ими ведийский мир вливались племена, "воспитанные" Ришабхой, а их вожди и знать причислялись обычно к кшатрийскому сословию, вечно соперничавшему с брахманами. Именно такие "новые кшатрии" являлись питательной средой для возникновения различных антибрахманистских религиозных учений, таких как буддизм, джайнизм и др.

     О других тиртханкарах известно крайне мало. Последним, двадцать четвертым из них был Вардхамана. Именно он оказал наибольшее влияние на формирование джайнизма и стал среди приверженцев этой религии наиболее почитаемым пророком.

    Жизнь Вардхаманы, или Махавиры (второе имя, означающее "великий герой" и данное его приверженцами, стало затем главным; его именовали также Джина -"победитель" - эпитет, отраженный в названии всего течения), известна по джайнским хроникам достаточно хорошо. Он родился в кшатрийской семье из Ваджи, распубликанского объединения на территории Бихара. Иногда в текстах Вардхаману называют Весалия, т.е. "происходящий из Весали" (санскр. Вайшали, столица Ваджи). Его отец Сиддхартха был из рода Натов (поэтому Вардхаману иногда именуют Натапутта), а мать - из влиятельной семьи племени личчхавов. Область, где родился будущий учитель, считалась местом обитания тех, кто выступал с оппозицией брахманизму; здесь, согласно ортодоксальным источникам, преобладали вратьи - индийцы, не признававшие вед. Возможно, родственная связь Вардхаманы с представителями республиканского государственного образования личчхавов оказала известное влияние на характер его мировоззрения.

     "Великий герой" с начала до конца прошел школу жестокого аскетизма. Источники повествуют о том, что полное игнорирование Махавирой окружающего мира часто навлекало на него неприятности. Однажды, например, пастух оставил своих быков около погруженного в медитацию Махавиры, надеясь, что тот за ними присмотрит. Быки ушли, и вернувшийся пастух был готов избить продолжавшего медитацию йогина. Случайно проходивший мимо него брат Нандивардхана помешал этому и предложил Махавире солдат для защиты. Тот отказался, заявив, что ни от кого не хочет зависеть в своем духовном совершенствовании.

     По убеждению джайнов, неприятности и страдания, которые навлекает на себя аскет, способствуют ускорению его духовного развития. Как-то Махавиру, соблюдавшего обет молчания, избили стражники, поскольку он отказался назвать свое имя. Неоднократно его арестовывали, заподозрив в шпионаже, воровстве и т.п. В одной деревушке его приняли за преступника и решили повесить, однако веревка 7 раз развязывалась, и испуганные крестьяне решили отпустить его.

    На второй год своего подвижничества Махавира пришел в Каланду к главе адживиков Госале, и в течение шести лет они скитались вместе, причем позднее каждый утверждал, что был учителем другого. Не сойдясь в трактовке доктринальных вопросов, они расстались.

     Источники подробно рассказывают об этом разрыве, расцвечивая повествование множеством деталей и сверхъестественных эпизодов. В "Бхагавати-сутре", например, сообщается, что Вардхамана, выслушав изложенные Госалой принципы учения адживиков, назвал его вором, за которым гонятся обманутые им простолюдины, а он пытается скрыться от них. Тогда Госала проклял Вардхаману, двух же других учеников, примкнувших к "отступнику", силой магии обратил в пепел. Сходную участь он пытался уготовить и Вардхамане, заявив, что тот погибнет через полгода от тропической лихорадки. Однако чары Госалы не сразили Махавиру, использовавшего проклятие как своеобразный бумеранг и предсказавшего противнику смерть от лихорадки через семь ночей. Это предсказание сбылось и заставило многих приверженцев адживикизма принять веру нового учителя.

     Рассказ "Бхагавати-сутры" откровенно тенденциозен, но он свидетельствует об остром соперничестве между джайнами и прочими "еретическими учителями", особенно самым влиятельным их них - Госалой. Характерно, что джайнская традиция рисует Махавиру прежде всего могущественным оппонентом адживиков, а не брахманистов. Видимо, сама эпоха, отмеченная созданием первых крупных государств в долине Ганга и возрастанием социальной роли кшатриев и вайшьев, способствовала популярности неортодоксальных доктрин; напряженная борьба за влияние велась также между различными небрахманистскими проповедниками.

     Порвав с адживиками, Вардхамана основал собственную общину, разработал свою доктрину и объединил вокруг себя учеников. Умер он в глубокой старости, оставив после себя вполне сформировавшееся учение и обширный круг адептов. Время его жизни традиция называет довольно определенно - 599-527 гг. до н.э. Впрочем, все датировки такого рода при более серьезном рассмотрении оказываются гипотетическими. Многие ученые называют VI-V вв. до н.э., однако сейчас исследователи приводят аргументы в пользу более поздней датировки - второй половины V в. до н.э. или даже IV в. до н.э.

    

led экраны для помещений
Copyright © RIN 2002-   * religion@rin.ru