Дорога к храму - главная страницаРоссийская Информационная Сеть
  
НовостиХронологияСловарьКалендарь
 
История
Вера
Священные книги
Космогония
Бог, ангелы, демоны
Человек
Пророчества
 
 
Новости
RIN.ru
 Российские организации 
Человек

    1. СОТВОРЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

     Человек, согласно Торе, как и весь мир, частью которого он является, возник не сам по себе, а был создан Богом. Творение человека не похоже на творение других живых существ, в котором Бог непосредственно не участвовал, а лишь руководил им. Бог сотворил человека из двух "компонентов": из "праха земного", уже созданного к тому моменту, и души, которую Бог вдохнул в человека и которой прежде не существовало. Так сложно устроен только человек. Все остальные живые существа относятся или только к материальному миру (животные), или только к духовному (ангелы), и лишь человек имеет двойственную природу.

     В повествовании о начале мира слово "человек" на иврите не употребляется. Вместо него использовано слово "адам" - производное от слова "адама" (земля). "Адам" рождается от "адамы". Уже в корнях слов содержится прямое указание на то, что часть человеческого существа ("прах земной") порождена природным миром. Существительное "адам" также очень близко глаголу "адамэ" - "уподоблюсь". То есть речь здесь идет о подобии Богу - о сверхприродной части человека.

     Человек создан в последнюю очередь. Им завершается процесс творения. В человеке одновременно заключены и весь материальный мир ("прах земной"), и божественный образ, поэтому он - венец творения, его главное действующее лицо. Создание человека придает миру окончательный смысл. Если, завершив творение в предыдущие дни, бог видит, "что это хорошо", то о шестом, последнем дне творения - только о нем - сказано: "...и вот, хорошо весьма", только к нему приложено это "весьма".

     Первоначально человек был единым: разделение полов (создание мужчины и женщины) - это следующий шаг в становлении человека. То есть женщина не была создана из ребра мужчины: они были созданы одновременно - целостный человек (андрогин) разделен на мужчину и женщину. "Ребро" - это лишь одно из значений употребленного в оригинале слова "цэла". Другие его значения - "грань" и "сторона". В переводе использовано наименее абстрактное, анатомическое понятие.

     Первая и вторая главы Торы рассказывают о сотворении мира и человека по-разному. Видимое противоречие объясняется тем, что хотя они изображают, казалось бы, одно и то же, цели их повествования совершенно различны, они описывают творение мира с разных сторон. Если в первой главе важна последовательность творения от первого до седьмого дня, то во второй она не имеет никакого значения. Здесь все подчинено идее о центральном положении человека в мире. Поэтому, например, о сотворении животных говорится позже, чем о сотворении человека.

    

     2. ЧЕЛОВЕК И БОГ

     Человек связан с Богом двояко. Во-первых, как часть мира и, во-вторых, как существо, состоящее с Богом в уникальных отношениях. Весь мир - начиная от созвездия и кончая одуванчиком - несет на себе печать Создателя. Разумеется, не лишен ее и человек. Ведь по своей природной сути, он, как и весь мир, - создание Божье. В то же время человек имеет особые, "привилегированные" отношения с Богом, "дыхание" и образ которого только он один из всего созданного Богом мира носит в себе. "Сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему...". Почему слово "сотворим" стоит во множественном числе? Существует несколько объяснений. Одно из них состоит в том, что Бог обращался здесь к небесам, земле и воде. Согласно другому пониманию, Бог обращается к человеку ("давай сотворим вместе"), Он приглашает человека к совместной работе по созданию самого человека. Бог специально оставляет человека незавершенным, давая ему самому возможность участвовать в процессе творчества. Образ Божий - это свобода и разум человека, его способность к творчеству.

     Образ Божий дается даром каждому человеку, даже глупому, ленивому и злому. Никакой грех не в состоянии лишить его образа Божьего. А вот с "подобием" все обстоит совершенно иначе. Оно даром не дается. Человек может и должен уподобиться Богу благодаря своим собственным усилиям. В Талмуде об этом сказано: "Бог милосерден - будь и ты милосерден; Он милостив - будь и ты милостив; Он праведен - будь и ты праведен". Вот жизненная задача человека. Он может посвятить ее решению все отпущенное ему время, однако Бог не принуждает его делать это, ибо человек, по замыслу Божьему наделенный таким важнейшим качеством, как свобода, волен отказаться от решения своей задачи и может прожить жизнь, вообще не догадываясь, что она стоит перед ним. Так что разные люди в конце жизни оказываются в разной степени уподобленными Богу, а некоторые - "неуподобленными" вовсе.

: 1 : 2 : 3 :

Copyright © RIN 2002-   * religion@rin.ru