Дорога к храму - главная страницаРоссийская Информационная Сеть
  
НовостиХронологияСловарьКалендарь
 
История
Вера
Иерархия
Структура Церкви
Богослужение
Таинства и обряды
Паломничество
Монашество
Храмы
Католическая мораль
Календарь
Ватикан
Римско-Католическая Церковь
Иоанн Павел II
 
 
Новости
Ссылки
RIN.ru
 Российские организации 
Вера

Фома Аквинский.    Источником вероучения в католицизме является не только Священное Писание (Библия), но и Священное Предание, которое в отличие от православия включает в себя постановления Вселенских Соборов Римско-Католической Церкви и суждения пап. Характерными положениями католического вероучения является догмат об исхождении Святого Духа не только от Бога Отца, но и от Бога Сына (Иисуса Христа), что выражается добавлением к Символу веры слова Filioque (лат. "и от Сына"), особое почитание Божией Матери и признание догматов о Ее Непорочном Зачатии и телесном вознесени, а также догмат о чистилище - промежуточной инстанции между раем и адом, где души грешников, не получившие прощения в земной жизни, но не отягощенные при этом смертными грехами, пребывают в очищающем огне. Католицизму присущи широкое почитание реликвий, культ мучеников, святых и блаженных. Основой католического богословия является томизм - учение Фомы Аквинского (1225-1274 гг.), которое постоянно развивается и модифицируется применительно к современным условиям.

     ФИЛИОКВЕ

     Символ веры, принятый на соборах в Никее (325 г.) и в Константинополе (381 г.), исповедует, что Святой Дух исходит от Бога-Отца. Начиная с VI в. некоторые богословы добавляли, что Святой Дух исходит и от Бога-Сына. Тем самым подчеркивалось равенство Бога-Отца и Бога-Сына. Это добавление и получило название филиокве. Оно было впервые сформулировано на Толедском соборе в 589 г. и стало одним из формальных поводов разделения Церкви в XI в. на Восточную и Западную.

     Император Карл Великий в IX в. навязал эту формулу всей Западной Церкви, несмотря на то что вплоть до XI в. папы оставались противниками ее литургического применения. Восточные христиане восприняли добавление как ересь. Дело усложнилось тем, что значение глагола "исходить" в латинском переводе Символа веры, используемом на Западе, несколько отличается от того, которое имеет соответствующий глагол греческого оригинала. Сегодня эта дискуссия официально еще не завершена, но уже выработаны промежуточные формулы, способные удовлетворить обе стороны.

     ЧИСТИЛИЩЕ

     Чистилище (Purgatorium)- по учению католической церкви промежуточное между адом и раем место, где души праведников, проходя разные мытарства, окончательно очищаются от грехов, чтобы затем перейти в сонм блаженных. Понятие чистилища не встречается ни в Новом Завете, ни среди первых христианских писаний. Эта теологическая конструкция постепенно разрабатывалась на основе молитвы за умерших. Теологи исходили из простого рассуждения: если умершие попадают непосредственно к Богу, то зачем нужно молиться за них? Итак, необходимость этой молитвы издавна вызывала разногласия. Однако христиане знали по личному опыту, что пока человек жив, его душа непрестанно нуждается в очищении. Из этого они делали вывод, что и после смерти необходимо очищать и углублять свою любовь перед тем, как получить доступ к Богу и целиком наслаждаться его лицезрением. Догмат о чистилище, таким образом, применяется к процессу очищения, которое позволяет человеку всецело и во всех измерениях приблизиться к святости Бога, приготовиться к встрече с Ним. Современный богослов Питер Крифт сравнивает чистилище и с больницей, где "долечивается душа", и со школой, где она учится.

     Разработанное учение о чистилище появилось именно в результате дискуссий между католической церковью и Восточной, с одной стороны, и Протестантской - с другой. Если в протестанстве учение о чистилище безусловно отвергается, то о православии этого сказать нельзя. Понятие "воздушных мытарств" - испытаний души сразу после смерти тела - близко к представлениям католических мистиков. Догмат о чистилище был принят Флорентийским собором в 1439 г.

     НЕПОРОЧНОЕ ЗАЧАТИЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

     Догмат о непорочном зачатии Девы Марии ее матерью Анной был провозглашен лишь в 1854 г. папой Пием IX, но основывается на древней традиции. Матерь Божию всегда называли в христианской литургии Пресвятой и Пречистой. Правда, здесь возникает богословская проблема. Иисус - Спаситель человечества - был сыном Марии, но если Она была Пресвятой, то как Иисус может быть ее Спасителем? По этому вопросу существуют серьезные разногласия между католичеством и православием.

    

    

оборудование для конференц залов . топпинговые полы
Copyright © RIN 2002-   * religion@rin.ru