Дорога к храму - главная страницаРоссийская Информационная Сеть
  
НовостиХронологияСловарьКалендарь
 
История
Мартин Лютер.
Вера
Переводы Библии
Протестантские деноминации
Лютеранство
Пиетизм
Цвинглианство
Анабаптизм
Меннониты
Кальвинизм
Протестанство в Нидерландах
Арминианство
Протестанство во Франции
Протестанство в Англии
Ревайвелизм
Моравские братья
Протестантизм в России
 
 
Новости
Ссылки
RIN.ru
 Российские организации 
 Зарубежные организации 
Протестантские деноминации

    Протестантство - это личный ответ человека на Слово Божие. Человек отвечает по-разному в зависимости от исторических, культурных, социальных, географических условий. Многообразие форм протестантства связано и с особенностями конкретных личностей, вокруг которых складывались новые деноминации.

     Название "деноминация" происходит от латинского слова denominatio -"наделение особым именем". Представить всё многообразие форм протестантства поможет перечень самых крупных деноминации по времени их возникновения (они в свою очередь нередко делятся на более мелкие секты и группы или причудливо переплетаются, составляя отдельные направления).

     XVI в.: реформаты (евангелисты), лютеране, кальвинисты, арминиане, пресвитериане, цвинглиане, анабаптисты, меннониты, англикане;

     XVII - XVIII вв.: пуритане, квакеры, баптисты, пиетисты, методисты, унитариане;

     XIX в.: адвентисты, Армия спасения;

     XX в.: евангелисты, Движение святости, пятидесятники (множество самых разнообразных течений, в том числе Ассамблеи Бога, евангельские христиане). Обобщённо их происхождение и взаимовлияние можно представить следующей схемой.

     Реформация привела к отделению от Римско-Католической Церкви реформатов (или евангелистов) - так в Европе называли сторонников Лютера, утверждавших важнейшее значение Евангелия и необходимость изменения (реформ) в социальной и церковной практике католичества. Позже они разделились на четыре основных течения, названные по именам духовных вождей: лютеране - последователи Мартина Лютера, кальвинисты - последователи Жана Кальвина, цвинглиане - последователи Ульриха Цвингли, арминиане - последователи Якова Арминия. Впоследствии за лютеранами закрепилось название Евангелическо-реформатской церкви. В конце XVI - начале XVII в. цвинглианство слилось с кальвинизмом. Наиболее радикальное крыло цвинглианства дало начало анабаптизму.

     Анабаптисты выступали за упразднение церковных привилегий и коллективное землепользование, преследовались светскими властями, другими протестантскими течениями и католиками. Менно Симоне возглавил "умеренных" анабаптистов, которые стали называться меннонитами.

     В Англии разрыв местной католической церкви с Римом привёл к образованию Англиканской церкви, которую возглавил король Генрих VIII. Англиканство складывалось как "средний путь" между католичеством и континентальным протестантством. Стремление "очиститься" от католической церковной традиции привело к отделению от Англиканской церкви пуританства (от лат. purus - "чистый"). Кальвинизм в Англии и Шотландии существовал в форме пресвитерианства. Под воздействием кальвинизма и анабаптизма сложились баптизм, секты квакеров,конгрегационализм. Пуритане включают в себя просвитериан, конгрегациона-листов, квакеров и баптистов.

     Баптизм возник в начале XVII в. в двух разновидностях: "общий", разделяющий взгляды арминиан о свободе воли человека, и "частный", принимающий кальвинистскую доктрину предопределения. Если Кальвин развивал учение о "двойном предопределении", согласно которому Бог Сам от начала предназначил одних к спасению, а других - к погибели, и никакие усилия человека не в состоянии изменить решение Бога, то голландец Яков Гармензен (в латинизированной форме - Арминий) считал, что человек, получив начальную благодать от Бога, может стать на путь спасения или на путь погибели; он сам, а не Бог, будет повинен в ней. Бог, будучи всеведущим, заранее знает о выборе человека, и потому речь может идти о Его "предведении", а не о "предопределении".

     Обновленческое движение в Англиканской церкви в начале XVIII в. привело к образованию методистской церкви, которая в конце того же столетия отделилась от англиканства.

     Баптизм, методизм и конгрегационализм получили широкое распространение в США в результате притока эмигрантов из Европы.

     Религиозно-мистическое возрождение Европы в конце XVII - XVIII вв. привело к возникновению пиетизма как отрицанию ортодоксальных протестантских церквей.

     Адвентисты (от лат. adventus - "приход") - направление, возникшее в 30-х гг. XIX в. на основе баптизма и пророчеств Уильяма Миллера о Втором пришествии Христа. Адвентисты раскололись на несколько течений: адвентисты Седьмого дня, адвентисты-реформисты, церковь Бога, адвентистская христианская церковь и т.д.

     Пятидесятники - современное течение в протестантстве, придающее особое значение духовным дарам, которые даёт крещение Духом Святым. Пятидесятничество существует и как отдельное направление, и как движение внутри других деноминации.

     Таким образом, протестантство представляет собой совокупность многочисленных самостоятельных деноминации (общее число которых превышает несколько тысяч) - церквей и направлений, связанных своим происхождением с Реформацией и принимающих её основные идеи: независимость Церкви от государства, высший авторитет Писания, спасение личной верой и священство всех верующих.

    

    

Copyright © RIN 2002-   * religion@rin.ru