Яков Арминий, датский богослов, родился в 1560 г. в южной Голландии. Известно, что после получения хорошего образования в университетах Германии и Швейцарии Арминий обучался в Амстердаме под руководством Теодора Безы. Его современники высоко ценили образованность и искреннее желание Арминия проповедовать Слово Божие. Начиная с 1603 г., со времени преподавания в Лейденском университете Арминий постепенно был вовлечен в дебаты о понимании Божьего предопределения в отношении всего человечества.
В 1609 г., после образования Датской Республики и утверждения кальвинизма как государственного вероисповедания, многие современники Арминия открыто выразили свое несогласие с предестинационным богословием (основанным на учении о Божьем предопределении). Арминий, однако, попробовал предложить собственное понимание вопроса в качестве ключа к разрешению спорных взглядов. Отвергая ультрапредестинационные воззрения, он заново истолковал Кальвина, особенно подчеркивая несостоятельность утверждений последнего о том, что Бог может быть инициатором греха, а также что человек полностью находится в манипулирующей власти Бога.
Арминий сформировал собственное богословское понимание и в других дискуссионных вопросах, с которым он выступил в Гааге в 1609 г., решительно осуждая предестинационные взгляды Кальвина и его последователей. Он даже обратился к правительству Голландии с просьбой о незамедлительном созыве синода для обсуждения спорных, по его мнению, кальвинистских позиций. Непродолжительная болезнь и последовавшая затем смерть в 1609 г. так и не позволили Арминию публично представить свои богословские точки зрения в правительстве.
Дортским синодом 1618-1619 гг. взгляды Арминия были осуждены и только в 1795 г. получили официальное признание.
|