Дорога к храму - главная страницаРоссийская Информационная Сеть
  
НовостиХронологияСловарьКалендарь
 
История
Мартин Лютер.
Вера
Переводы Библии
Протестантские деноминации
Лютеранство
Пиетизм
Цвинглианство
Анабаптизм
Меннониты
Кальвинизм
Протестанство в Нидерландах
Арминианство
Протестанство во Франции
Протестанство в Англии
Ревайвелизм
Моравские братья
Протестантизм в России
 
 
Новости
Ссылки
RIN.ru
 Российские организации 
 Зарубежные организации 
Протестанство в Англии

    За несколько веков до Реформации Англия начала ссориться с Римом. Причины были те же, что и везде, - национально-экономические. Папа назначал высшие церковные чины из иностранцев, которые подчинялись только Риму; папа выкачивал из Англии больше доходов, чем сам король. Рим забирал больше половины церковных прибылей.

     При Эдуарде I (1272-1307 гг.) страна отказалась платить папскую дань в 1000 марок, сочтя её постыдной. Особенно сильным противодействие стало в период Столетней войны (1337-1453 гг.). Папы на английские деньги поддерживали Испанию - смертельного врага Англии. На стороне короля стоял парламент, принявший немало антипапских статутов (постановлений). Папы так и не смогли добиться их отмены. Возмущение англичан вызывало и падение нравов в среде духовенства. На соборе 1437 г. лондонских священнослужителей обвинили в пьянстве, разврате, участии в соколиной и псовой охоте.

     Кроме политической и экономической существовала и религиозная оппозиция. Её виднейшим представителем был Джон Уиклиф (1320- 1384). Он начал с обличений папства и постепенно обосновал новые начала и принципы церковной жизни. Он не считал св. Петра князем апостолов, а в подтверждение своих доводов цитировал Второе послание к Фессалоникийцам св. апостола Павла: "Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога" (2.3-4). Папа - человек греха, заключал Дж. Уиклиф, а поклонение ему - "отвратительное идолопоклонство". Монашество - это оскорбление христианства, оно словно хочет показать, что учение Христа несовершенно и недостаточно.

     Постепенно Уиклиф стал считать Священное Писание единственным источником религиозного знания: "Всякая истина явно или прикровенно содержится в Писании". Поэтому его главной работой был перевод Библии на английский язык. Он создал орден "бедных священников" - лоллардов, которые по велению сердца звали людей к добрым делам. Лолларды не признавали авторитетов. Стремление к справедливости и равенству привело их к участию в крестьянском восстании УотаТайлера(1381 г.).

     В XVI столетии в Англию хлынули протестантские идеи, связанные с именем Лютера. Лолларды поддержали их. Но Реформация тесно переплелась с политикой. В 1527 г. король Генрих VIII (1509-1547 гг.) обратился к папе с просьбой дать ему развод с королевой Екатериной и разрешить брак с Анной Болейн. Папа долго медлил и в итоге отказал, опасаясь родственника Екатерины Карла V - короля Испании и императора Священной Римской империи. Отказ папы стал поводом для открытого неповиновения.

     В мае 1532 г. Генрих VIII получил от парламента акт, который обязывал духовенство не предпринимать и не постановлять ничего неугодного короне. 23 марта 1534 г. папа отлучил Генриха VIII от Церкви; 30 марта король отменил назначение папой высших церковных чинов Англии. 3 ноября парламент провозгласил короля "единственным верховным земным главой английской церкви". Особым документом отменялись все платежи Риму.

     В 1534 г. Оксфордский университет пришёл к важному заключению, что Священное Писание не даёт Римскому епископу никакой власти над Англией. Генеральным викарием в церковных делах был назначен Томас Кромвель. К 1539 г. он решил проблему монастырей, вынудив их передать свои владения короне.

     Однако, свергнув власть папы, сам Генрих VIII в остальном до конца дней оставался католиком. Половинчатость начатой реформы не могла удовлетворить ни "чистых" католиков, ни протестантов.

     Для примирения враждующих религиозных партий в 1536 г. король от лица парламента издал Символ веры новой Церкви. Он состоял из 10 пунктов и представлял "средний путь" между католичеством и протестантством. Согласно этому Символу, источником христианского вероучения провозглашалась Библия, но вместе с тем признавался авторитет четырёх первых соборов и трёх первых Символов веры. Таинств оставалось только три:

: 1 : 2 : 3 : 4 : 5 :

Copyright © RIN 2002-   * religion@rin.ru