Дорога к храму - главная страницаРоссийская Информационная Сеть
  
НовостиХронологияСловарьКалендарь
 
Истоки
Родовой культ
Космогония
Формирование пантеона
Пантеон
Праздники
Храмы
Жречество
 
 
RIN.ru
Родовой культ

    В Риме господствовала патриархальная семья - "фамилиа" - с сильной отцовской властью. Отец являлся верховным руководителем во всем, что касалось домашней религии: он распоряжался всеми обрядами домашнего культа, как ему вздумается или, вернее, как ими распоряжался его отец. Никто из домочадцев не оспаривал его верховной жреческой власти. Само государство и его понтифики не могли ни в чем изменить распоряжений домовладыки. Как жрец домашнего очага, он не имел над собой никого старшего. В качестве религиозного главы он отвечал за непрерывность культа, а следовательно, и за непрерывность рода.

     В центре семейного религиозного культа - домашний очаг (он же алтарь). Огонь поддерживается постоянно. Восковые статуэтки бога очага - Лара и двух божеств, ведающих материальным обеспечением семьи, - Пенатов, убранные цветами, красуются в особой нише. Им приносят жертвы и адресуют молитвы о благополучии семьи. У каждого есть свой Гений-покровитель. Гения главы семейства почитают все домочадцы. Женщинам, конечно же, иметь личного Гения не полагается, но у них есть, одна на всех, могущественная покровительница - богиня Юнона.

     Особую роль играл культ мертвых. Римляне верили в загробное существование душ, но им не хватило воображения, чтобы отослать их подальше от дома, в загробное царство, как это делали греки. Римское суеверие полагало, что души умерших обретаются рядом, в своих могилах, что они ревниво наблюдают за живущими и особенно чувствительны к уважению, которое им оказывают. Если души умерших ублажать жертвоприношениями пищи и вина, украшать их могилы, а главное - почаще хвалить, особенно в дни рождения, то они помогают живущему, как добрые духи - Маны. Если же души умерших преступно преданы забвению, то они наказывают и преследуют человека, как ужасные призраки - Лемуры.

     Культовые отправления в каждом роде и даже в каждой семье были строго канонизированы. Глава семьи совершал жертвоприношения на домашнем очаге. Весь ритуал, все гимны и молитвы скрупулезно передавались от отца к старшему сыну. Дочери принимали участие в религиозных церемониях до тех пор, пока не переходили в семью мужа. Там они приобщались к домашнему культу новой семьи.

     Если в семье основную роль в общении с богами играл ее глава, то за пределами дома культом ведали еще до возникновения государства главы определенных родов (Фабиев, Юлиев и др.), обосновывавших право на это соответствующими преданиями. Участниками родового культа могли быть только члены данного рода. Допускать посторонних к родовым культам считалось кощунством, ведущим к вымиранию рода. Культ мог отправляться и внутри курии, представлявшей собой объединение мужчин по возрасту - наподобие "мужского дома" у некоторых слаборазвитых племен. Каждая курия выбирала для руководства жертвоприношениями лиц старше 50 лет, хорошего поведения, лишенных физических недостатков. Члены курий участвовали в совместных жертвоприношениях богиням плодородия.

    

Copyright © RIN 2002-   *