Дорога к храму - главная страницаРоссийская Информационная Сеть
  
НовостиХронологияСловарьКалендарь
 
Истоки
Родовой культ
Космогония
Формирование пантеона
Пантеон
Праздники
Храмы
Жречество
 
 
RIN.ru
Формирование пантеона

    В ходе превращения латинского города-государства во владыку Италии, а затем и всего Средиземноморья римская религия претерпевала изменения. Римский пантеон VII-VI вв. до н. э. разительно отличался от пантеона III-II вв. до н. э. Уже при соправителе Ромула Тите Татии к римлянам пришли некоторые боги сабинян. Второй римский царь - сабинянин Нума Помпилий, которого считали учеником греческого мудреца Пифагора, - широко открыл ворота Рима для сабинских богов и одновременно создал римский календарь и культ.

     При этрусских правителях Тарквиниях этрусские боги заняли одну из двух вершин высившегося над излучиной Тибра холма, названного Капитолием. Из их римских предшественников здесь остались только три божества - Марс, Ювента (богиня юности) и Термин (бог разделительных межей), имя которого и поныне живет в языке науки. Видимо, тогда же в самом городе, в квартале, заселенном этрусскими ремесленниками и торговцами, стали почитать бога, по статуе которого трудно было понять, какого он пола. Поэтому называли его то Вертумном, то Вельтумной. На самом деле это было верховное божество центра союза этрусских городов - города Вольсинии.

     С изгнанием царей римский государственный корабль оказался в бурном море; ему случалось садиться на мель и даже попадать в руки врагов. Однако привычку заполнять трюм и палубы чужими богами римляне не оставили. Авторитетный христианский автор Блаженный Августин (354 - 430) сказал по этому поводу, что римляне превратили чужих богов в своих матросов.

     В завоеванном Римом великом этрусском городе Вейи легионеры "позаимствовали" богиню Уни, статую которой они выкрали из храма, проникнув туда через подкоп.

     Завоевание Южной Италии, где находились греческие города-государства, способствовало установлению в риме культа Аполлона, имевшего эпитет Медикус, т. к. по времени это совпало с эпидемией чумы, до тех пор римлянам неизвестной. Ранее они приносили жертвы местным божествам, прежде всего богине Лихорадке, от которой страдали часто, поскольку в отличие от этрусков не боролись с болотами. Против грозной пришелицы-чумы римляне выставили сначала Аполлона, а потом и его сына - бога медицины Асклепия, который стал именоваться Эскулапом. Храму Эскулапа выделили место на небольшом островке, напротив Бычьего рынка. Туда отправляли заболевших рабов, отдавая их на попечение божества.

     В 364 г. до н. э. в Рим была доставлена богиня города Вольсинии Нортия вместе с запасом золотых гвоздей, которые каждый год вбивались в стену ее храма на родине, а теперь стали вбиваться в стену храма Юпитера Капитолийского.

     Расширялись владения Рима. Увеличивалось число богов. Появлялись все новые храмы. Пришедшие в Рим боги уже не ощущали себя чужаками, они стали римскими.

    

Copyright © RIN 2002-   *