Дорога к храму - главная страницаРоссийская Информационная Сеть
  
НовостиХронологияСловарьКалендарь
 
История
Учитель света
Космогония
Путь к спасению
"Истинный мессия"
Избранные и слушающие
Религия для всего мира
Манихейство в Китае
 
 
RIN.ru
Учитель света

Мани. Портрет работы Я.В. Сэтера.    История сохранила лишь отрывочные сведения о пророке Мани. Он родился в Ктесифоне. Этот город, основанный парфянами в Вавилонии, на знаменитой своими древнейшими поселениями реке Тигр, в III в. стал столицей Парфянского царства, а затем - персидских царей династии Сасанидов. Родители Мани были аристократами и происходили из Парфии, из города Экбатаны (ныне Хамадан). Доподлинно известно, что его мать принадлежала к царствовавшему тогда парфянскому роду.

     Детство Мани прошло в Ктесифоне, население которого представляло собой причудливую смесь людей самых разных национальностей, языков, вероисповеданий и культурных традиций. Все это многообразие верований и людских характеров в немалой степени повлияло на формирование мировоззрения самого Мани. Государственной религией считался зороастризм, однако парфяне весьма терпимо относились и к другим верованиям. Например, официальными языками были греческий и арамейский, на них составлялись отчеты и донесения чиновников правителю, а наряду с этими языками бытовало множество греческих мифов, верований и преданий.

     В манихействе немало библейских мотивов. Скорее всего это объясняется тем, что Учитель в молодости общался с представителями крупной иудейской общины, которая в III в. начала активно развиваться в Месопотамии. В основном это были беглецы из Палестины, отправившиеся в дальние страны после разрушения знаменитого Иерусалимского храма Титом, сыном римского императора Веспасиана. Переселенцы принесли с собой множество иудейских и христианских верований, которых Персия до тех пор не знала. Подобные секты множились год от года, и все больше персов подпадало под влияние их проповедников.

     Вскоре и отец Мани, Паттиций, присоединился к одной из таких сект, когда ее представители проходили через Ктесифон. О его обращении в новую веру сохранилась интересная история. Однажды Паттиций пришел, как обычно, в храм, чтобы совершить поклонение местным богам. Внезапно он услышал, что кто-то настойчиво призывает его не есть мясного, не пить вина и воздерживаться от женщин. Паттиций попытался отогнать видения и даже выбежал из храма. Но на следующий день, когда он вновь вернулся к молитвам, призывы возобновились. Так продолжалось несколько дней, голос становился все более настойчивым, все глубже проникал в душу. И в конце концов Паттицию ничего не оставалось, как принять все заветы, внушаемые ему странным голосом.

     Паттиций стал ревностным сторонником иудео-христианской секты мугутасилахов (дословно - "крестящие самих себя"). Это была одна из тех многочисленных сект, которые больше внимания уделяли запретам и предписаниям "истинной жизни", нежели вере в спасительную роль Иисуса Христа.

     Сразу возникло немало проблем, связанных с прошлой жизнью Паттиция. Прежде всего, как и подавляющее большинство его сограждан, он считал крепкий семейный очаг основой счастливой жизни. Как же поступить - ведь он уже много лет женат на красавице Мэриам, которая к тому же ждет ребенка? И все-таки Паттиций решил не входить больше в покои жены, поселился вместе с членами своей религиозной общины и лишь изредка наведывался домой. Тем временем на свет появился его сын - Мани. Паттиций не забывал о сыне, время от времени посылал ему подарки, а жене - немного денег. Когда Мани исполнилось четыре года, Паттиций забрал его к себе в общину и начал обучать основам новой веры, желая сделать из мальчика ревностного последователя идей секты.

     Но дальнейшие события одновременно и напугали, и обрадовали престарелого Паттиция. В возрасте 12 лет Мани стали посещать яркие видения: он вел беседы с неким божественным посланником, которого называл "двойником" или "близнецом". Посланец говорил, что Мани должен будет покинуть секту, поскольку ему предначертана другая, великая миссия. Именно Мани суждено принести людям весть об освобождении. Но пока он молод, объяснял посланец, ему следует оставаться в секте и набираться знаний и опыта. И вот, как только Мани исполнилось 24 года, в день его рождения посланец явился вновь и провозгласил, что настал час, когда он должен начать самостоятельную проповедь нового учения - Благовестия истины.

     Чтобы понять, почему проповедь Мани оказалась услышана по всей Персии, необходимо понить, какие события происходили в то время на Ближнем Востоке. В III в. Парфянское царство терпело одно военное поражение за другим. Прекрасный город Ктесифон неоднократно грабили и сжигали римские легионеры. Власть Парфянского правителя подрывали непрерывные восстания местных военных предводителей, стремившихся к самостоятельности. Парфянская держава рушилась на глазах. Принц Ардашир из провинции Парса возглавил мощное движение против центральной власти. Восстание увенчалось успехом: в 227 году Ардашир наголову разбил последнего правителя парфянской династии Аршакидов и провозгласил начало царствования персидской династии Сасанидов. Затем Ардашир вместе с сыном Шапуром провел удачную военную кампанию против римлян, а в 240 г. захватил даже прекрасно укрепленную крепость Хатра, которая находилась уже в пределах Римской империи.

     И вот именно в этой ситуации, когда еще свежи были в памяти народа римские завоевания и позорные поражения парфянской династии и когда в сердцах людей зажегся свет новой надежды на победный дом Сасанидов, Мани начал свою проповедь. События, которые происходили на земле, - бесконечные войны, поражения и победы, гибель сотен людей - он попытался осмыслить с точки зрения вселенской, космической и божественной. Это не просто борьба Сасанидов с римлянами, объяснял он, а воплощение космического противостояния между Царством Света и Царством Тьмы.

видеоконференцсвязь оборудование
Copyright © RIN 2002-   * religion@rin.ru