Дорога к храму - главная страницаРоссийская Информационная Сеть
  
НовостиХронологияСловарьКалендарь
 
История
Учитель света
Космогония
Путь к спасению
"Истинный мессия"
Избранные и слушающие
Религия для всего мира
Манихейство в Китае
 
 
RIN.ru
Манихейство в Китае

    Проповедь Мани стала распространяться и в странах, весьма далеких как от идей зороастризма, гак и от христианства и гностицизма которые лежали в основе манихейства, - например, в Китае. Первыми носителями Учения Света здесь стали уйгуры - торговый народ, живший на северных и северо-западных границах страны. Манихейство пришло к ним по Великому Шелковому пути, а они уже распространили его по всему Китаю, сделав одним из самых влиятельных сектантских учений.

     Сами китайские манихеи утверждали, что первое официальное признание их веры состоялось при дворе императрицы Утянь (династия Тан) между 689 и 705 гг. Ей преподнесли священные писания Мани, а проповедник Михр Ормузд рассказал об основах учения. Императрица была восхищена красотой и стройностью доктрины о противостоянии двух царств и очарована проповедником. Придворные буддийские монахи весьма недружелюбно отнеслись к Михр Ормузду и другим манихеям и начали клеветать на них. Но клевета не возымела действия: манихейство не было запрещено, а императрица и ее приближенные относились к учению Мани хотя и прохладно, но вполне терпимо.

     Благодаря содействию многочисленных уйгурских общин манихеи начали открывать свои храмы в крупнейших городах Китая, например в Лояне и древней столице империи Чанъане. Поскольку государство поддерживало уйгуров, защищавших рубежи Китая от вторжения тибетских отрядов, то при династии Тан была официально разрешена проповедь манихейства. Манихеям позволили строить монастыри в тайной надежде, что, осев в тихих обителях, они не станут проявлять активности в пропаганде своего учения. Но последователи Мани остались верны заповедям основателя: священнослужителям разрешалось жить в стенах монастырей лишь в случае тяжелой болезни, а в некоторых местах - еще и в период весенней распутицы. В другое же время они без устали странствовали по всему Китаю, а за ними тянулась вереница слухов о чудесах.

     Последователи Учения Света успешно переводили на китайский язык основные труды своего вероучения. Благодаря распространению этих переводов, сделанных в буддийской манере, манихейство в Китае стало восприниматься многими как буддийская секта, нередко как "тайная" или "еретическая", что привлекало к ней еще больше последователей. По-китайски манихйство именовалось "моницзяо" ("учение полированной жемчужины") или просто "минцзяо" - "учение света".

     Манихейство вобрало в себя немало немало христианских идей, но китайцами они воспринимались как исконно буддийские или даже даосские. Китай легко понял доктрину Света и Тьмы, поскольку она напоминала дуалистическое единство инь и ян, темного и светлого начал китайской космогонии. Правда, инь и ян не соперничают, а дополняют друг друга, что и отличает эту теорию от манихейского противостояния двух Царств. Зато в китайской натурфилисофии активно обсуждалась концепция пяти стихий (у син), или пяти первоэлементов мироздания (металл, дерево, вода, огонь, земля), весьма сходных с манихейскими пятью элементами света. Таким образом, манихейство стало восприниматься как вполне "китайская", "родная" религия.

     И как следствие этого манихейство просуществовало в Китае, вдали от своей родины, значительно дольше, чем в Персии. Оно стало частью крупнейшего сектантского движения Белого лотоса (Байляньцзяо), возникшего в V-VII вв. и активно действовавшего вплоть до конца XIX в. Именно последователи этого учения, организованные в ряд тайных обществ, подняли в 1899 г. знаменитое Боксерское восстание в Китае.

     Отношение к манихеям стало меняться с уменьшением уйгурского влияния в Центральной Азии к середине IX в., когда уйгуры проиграли несколько крупных сражений киргизам. Тогда императорский двор счел, что манихейство - весьма опасное учение, объявил его ересью и приказал закрыть все манихейские монастыри. По свидетельству японского буддийского миссионера в Китае Эннина, "императорский эдикт предписывал, чтобы все манихейские служители по всей империи были убиты". Часть манихеев скрылась в провинции Ганьсу, часть отправилась на юг Китая, в провинцию Фуцзянь, где до сих пор можно наблюдать древние манихейские обряды.

     Манихеи за долгий срок своего исторического существования научились умело маскироваться. Например, прибыв на юг Китая, манихеи стали регистрировать свои общины как даосские, благо они так же, как и даосы, занимались врачеванием и гаданием. Считались они знатоками магии и колдовства, им приписывались самые невероятные чудеса. Среди манихеев было и немало мастеров боевых искусств. Более того, когда в начале XI в. в провинцию Фуцзянь приехали императорские чиновники, собиравшие даосские рукописи, манихеи убедили этих людей включить в канон два произведения их школы. И это происходило в то время, когда власти объявили манихеев не только опасными еретиками, но и людьми, которые могут наслать несчастье на других. Например, в официальных источниках специальным образом "неправильно" записывали иероглифы, передававшие имя Мани, в результате чего оно читалось то как "монахиня-демон", то просто как "демон" или "злой дух". Самих же манихеев именовали не иначе как "вегетарианцами и поклонниками злых духов". Ходили слухи, что демоны действительно помогают манихеям. Рассказывали, например, что те, кто вступал в секту бедными, затем чудесным образом оказывались богатыми. Чиновники докладывали, что руководители манихеев занимаются поборами с рядовых членов и за счет этого "богатеют без меры", поклоняются некоему Правителю демонов и Демонической матери (имелся в виду сам Мани).

     Преследования манихеев прекратились в XIII в., когда в Китае воцарилась монгольская династия Юань. Венецианец Марко Поло во время путешествия по Китаю встречал манихеев, которых принял за : христиан. Узнав, что манихеи живут под страхом полного запрета, он посоветовал им послать делегацию к хану, что они и сделали, вернув себе в конце концов официальное признание.

     Существует предположение, что манихеи сыграли немалую роль в свержении монгольского владычества в Китае. Основатель новой династии, которая по странному стечению обстоятельств называлась "светлой" (Мин), Чжу Юаньчжан называл себя "великим и малым правителем Света". Ученые полагают, что если новый китайский император и не являлся манихеем, то был тесно связан с этим кругом и близко знаком с учением о Царстве Света.

     До сегодняшнего дня в Китае сохранились остатки древних манихейских святилищ, хотя последние четкие упоминания о манихействе относятся к концу XVI в. Однако манихейство не исчезло совсем, многие его идеи встречаются в современных китайских религиозных сектах, а об Учителе Света Мо-ни ходит немало легенд по деревням Китая.

    

гостиничные телевизоры
Copyright © RIN 2002-   * religion@rin.ru