Дорога к храму - главная страницаРоссийская Информационная Сеть
  
НовостиХронологияСловарьКалендарь
 
История
Космогония
Пантеон
Культ
Места почитания богов
Жречество
Культ мертвых
Праздники
Мистерии
Оракулы
 
 
RIN.ru
Праздники

    В определенные дни месяца и года, считавшиеся счастливыми, угодными богам, в эллинских полисах проводились праздники. Каждый полис имел свои праздники; у некоторых праздничными днями считалась большая часть года. Но существовали общеэллинские праздники, принимавшие форму игр в честь бога или героя, почитавшегося во всей Элладе. Наиболее прославленные игры проводились каждые четыре года в Олимпии (местность в северо-западной части Пелопоннеса).

     У слияния рек Алфей и Кладей находился курган героя Пелопса, будто бы давшего имя Пелопоннесу (если не имя героя было образовано от названия полуострова). Существовала легенда, что на открытии первых погребальных игр в честь Пелопса присутствовал Геракл, который одержал победу во всех видах состязаний. Первые засвидетельствованные историческими источниками Олимпийские игры, считавшиеся воэобновлением древних, падали на год, от которого впоследствии эллины вели летоисчисление (776 г. до н. э.). На время игр объявлялось священное перемирие и все дороги, по которым можно было добраться в Олимпию, считались находящимися под покровительством Зевса.

     Праздник состоял из священнодействия и состязаний, причем последние также считались частью священной церемонии. Главные жертвы приносились Зевсу, Гере, а затем и другим богам и богиням. Победитель в Олимпийских играх считался человеком, отмеченным богом, поэтому он получал венок из священной оливы, росшей на храмовом участке, и пользовался у себя на родине божественными почестями.

     Вторыми после Олимпийских игр по известности и великолепию считались игры в Крисейской долине, в Дельфах, у подножия горы Парнас. Назывались эти игры - Пифийские или Дельфийские. В античности Дельфийские игры, кроме спортивных соревнований, включали состязания по четырем традиционным искусствам:

     1. исполнительским - музыка, театр, танец.

     2. изобразительным - живопись, графика, скульптура и архитектура.

     3. словесным - поэзия, проза, искусство риторики.

     4. прикладным - ювелирное и прикладное дело, книгопечатание, изготовление музыкальных инструментов и резьба по дереву.

     Состязания в искусствах в Древней Греции носили скорее ритуальный характер. Согласно древнегреческому мифу лучи солнца - Аполлона - превратили тело мифического дракона Пифона в прах. В честь этой победы Аполлон поставил в Дельфах храм, где жрица Пифия, предсказывала судьбы людей и государств. Дельфийские игры были учреждены Аполлоном в честь его победы. В поэтических, танцевальных и музыкальных ристалищах принимало участие все население Греции. Это был поистине национальный карнавал. При этом музыка, покровителем которой был Аполлон, звучала и во время гимнастических состязаний. К тому же город Дельфы был первым в истории человечества, где возник прообраз музея, где сосредотачивались ценные произведения искусства.

     Общеполисные игры проводились также на Коринфском перешейке (Истме). Истмийские игры устраивались в честь Посейдона, бога, которого почитали здесь раньше Зевса. В то время он еще не был покровителем морской стихии. Победителей игр награждали венками из сосновых ветвей.

     Еще одним общеполисным праздником были игры в Немейской долине, с 237 г. до н. э. перенесенные в Аргос. Считалось, что они основаны семью героями, шедшими в поход против Фив. Игры проводились в память сына древнего царя Ликурга, ужаленного змеей, и посвящались Зевсу.

     Зависимость человека, прежде всего земледельцев и пастухов, какими были эллины, от природных явлений нашла отражение в сезонном цикле праздников. Большинство календарных праздников в эллинских полисах, о которых можно судить как по литературным источникам, так и по надписям и произведениям искусства, восходят к праздникам доэллинского населения Балканского полуострова и островов Эгейского моря.

     На острове Фера во время раскопок города, уничтоженного в середине II тыс. до н. э. мощным извержениям вулкана, были обнаружены дома-святилища, стены которых украшены фресками. Серия фресок изображает праздник весны. Главной героиней его была восседающая на троне Богиня-Мать, которую окружали босоногие девы, пляшущие на лугу, и обезьяны, собирающие цветы. Этот же праздник отмечался в Афинах с 11 по 13 число первого месяца весны. Он назывался анфистерии (антестерии) - по названию весенних цветов - и посвящался Дионису.

     В начале года (сразу после летнего солнцестояния) в Афинах праздновались кронии, учреждение которых приписывалось первому афинскому царю Кекропсу. Кронос считался отцом Зевса, бога железного века; сам же он виделся богом золотого века, не знавшего рабства. Поэтому во время празднества, которому соответствовали римские сатурналии, рабы пользовались неограниченной свободой.

     На конец того же месяца приходился праздник панафинеи в честь главной богини города и его покровительницы Афины. По преданию, учредителем его считался древний афинский царь Эрехтей. Особое великолепие панафинеям придал в VI в. до н. э. афинский тиран Писистрат.

     Такие же календарные праздники существовали и в других эллинских полисах. В городе Амиклы на Пелопоннесе отмечались гиакинфии в честь прекрасного Гиакинфа, погибшего от руки Аполлона, который, состязаясь со своим любимцем, неудачно метнул диск. По легенде, из крови Гиакинфа вырос цветок гиацинт. Праздник носил траурный характер. Он собирал не только амиклийцев, но и жителей многих других городов полуострова. Для этого праздника спартанские женщины ткали весь год хитон, чтобы облечь в него деревянную статую Аполлона.

     В городе Аргусе главной богиней считалась Гера, и в день посвященного ей праздника наряду с жертвоприношениями происходили состязания музыкантов, играющих на кифаре, флейтистов, глашатаев и ораторов.

     Помимо праздников в честь богов были праздники, посвященные героям, чьи подвиги отмечались факельными шествиями. Так, в Афинах существовал праздник, посвященный победителям при Саламине, освободившим Элладу от персидского рабства, в Эгине - праздник в честь героя Эака. Обладание погребением героя - герооном - давало городу территориальные и другие преимущества, поэтому не считалось особенно зазорным похитить кости героя для их торжественного захоронения на своей территории. Так, спартанцы похитили из города Трезена останки героя Ореста, а афиняне перевезли с принадлежащего им Делоса неведомо чьи кости, объявленные останками Тесея.

    

    

Copyright © RIN 2002-   *