Дорога к храму - главная страницаРоссийская Информационная Сеть
  
НовостиХронологияСловарьКалендарь
 
История
Космогония
Пантеон
Культ
Места почитания богов
Жречество
Культ мертвых
Праздники
Мистерии
Оракулы
 
 
RIN.ru
Мистерии

    Наряду с праздниками, открытыми для всех граждан полиса, были и закрытые, участники которых знакомились с тайным знанием и совершали обряды, доступные лишь посвященным. Такие праздники назывались мистериями, а люди, допущенные к участию в них, - мистами. Наиболее известны мистерии, происходившие под Афинами, в Элевсине, и на острове Самофракия.

     По преданию, Элевсинские Мистерии были основаны Эвтолпом около 1400 года до нашей эры. Благодаря же Платону они распространились в Риме и Британии. Элевсинское учение о человеческой душе гласило, что смерть не дарует нам духовного перерождения, и, если человек при жизни не стремился к совершенству, то он либо будет обречён на вечные скитания, либо попадёт в загробный мир Аид, где его ждёт вечный сон. При этом рождение есть смерть души, смерть в физическом мире - рождение души.

     Чтобы участвовать в Мистериях, кандидаты должны были пройти сложный и суровый обряд инициации. Успешно преодолевший все ступени посвящения получал титул Мистес (от этого слова, видимо, и произошёл термин "мистик"). Со всех участников Мистерий брали клятву никогда не разглашать подробностей таинства. Горе тем, кто приходил сюда без уважения к Мистериям, ибо души этих нечестивцев были преследуемы богиней в течение всей их жизни, и даже в царстве Теней они не спасались от её гнева!

     Церемония посвящения в Мистерии не ограничивалась символической частью. Жрецам-элевзинцам были ведомы секреты физического и духовного самосовершенствования, в современной терминологии - различные приёмы медитации и психотренинга. Так, они могли на длительное время погружаться в "смертный сон" без признаков жизни, а затем выходить из него. Это сегодня умеют делать некоторые йоги.

     Многие посвящённые утверждали, что во время инициации видели живых богов, говоривших с ними. Одежды посвящённых, по поверью, обладали необычными свойствами - тому, кто надевал её, открывались истины, скрытые от простых смертных.

     Мистерии разделялись на так называемые Малые и Великие. Малые праздновались ежегодно во время весеннего равноденствия в Агре, Великие - раз в пять лет в период осеннего равноденствия в Элевсине.

     Малые Мистери интерпретировали в оккультном ключе миф о похищении Персефоны Аидом, повелителем подземного царства.

     Перед посвящением все, выдержавшие предварительный экзамен, направлялись в храм Персефоны, скрытый в глубине священной долины, среди священной рощи, между группами тисов и белых тополей.

     Жрицы выходили из храма в белоснежных пеплумах, с обнажёнными руками, с венками из нарциссов на головах и начинали петь священные гимны, призывая Персефону быть благосклонной к ним и открыть путь к своей божественной матери Деметре.

     Затем несколько дней проходило в посте, молитвах и наставлениях. Накануне последнего дня неофиты собирались в священной роще, чтобы присутствовать при обряде похищения Персефоны, разыгрываемом жрецами храма. (Обычно ритуал совершался в полночь - считалось, что в это время невидимые миры приближаются к материальной сфере и спящие в Аиде души проникают в нашу реальность.)

     Божественная Персефона, вышивая покрывало для матери, увлекается сладкими речами Эроса, вышедшего из леса под видом крылатого юноши. Поддавшись его увещеваниям, она срывает самый прекрасный земной цветок (олицетворение земных желаний и страстей) - благоуханный нарцисс. И сразу же Земля разверзается около неё, и богиня погружается на колеснице Аида в царство ужасов и мучений ада. Она теряет божественный облик и становится рабой своих страстей, представляя собой олицетворение человеческой души, прикованной к материи в течение земной жизни, а в посмертной - отданной химерам и ещё большим мукам. Хотя она теперь и властвует над низшими силами, её царство чуждо для неё. Познание Добра и Зла освещает бледной улыбкой её лицо, и в очах вспыхивает далёкое воспоминание о потерянном небе. Она слышит голос матери, зовущий её обратно на небеса.

     В Великих Мистериях Деметра скитается по миру в поисках дочери (души), неся с собой два факела - интуиция и разум. Аид в ответ на мольбы матери соглашается отпустить Персефону с ней, но с тем условием, что каждые полгода та будет возвращаться в царство мёртвых. С тех пор каждый год осенью Персефона спускается под землю в царство Аида, а весной возвращается назад вместе со своей матерью - богиней плодородия...

     Таким образом посвящённым показывали, что душа может очиститься внутренней дисциплиной, усилиями интуиции, воли и разума приблизиться к великим истинам в необъятности высшего духовного мира и стать источником любви и радости.

    . Элевзинские Мистерии существовали вплоть до 1У столетия нашей эры, когда император Феодосий Великий наложил на них запрет как на институт, противоречащий христианству.

     Видимо, не менее древними, чем элевсинские, были мистерии островов Лемнос, Имброс и Самофракия в честь богов-спасителей (кабиров) пеласгийского или фракийского происхождения. Кабиры, спасавшие людей от бурь и иных бедствий, были в то же время громовыми божествами, карающими за прегрешения и проступки. Клятва кабирами считалась самой страшной как у эллинов, так и у римлян, к которым культ кабиров перешел от этрусков.

     Вместе с кабирами на Самофракии почитались малоазийская богиня-мать Кибела, а также ее сыновья (Зевс, Дионис, Гермес, Плутон) и дочери (Деметра, Афродита, Артемида, Персефона). Жрецы, ведавшиие культом Кибелы,, встречали причаливавшие к острову корабли и препровождали в храм всех, кто желал приобщиться к таинствам кабиров. Эти жрецы принимали исповеди грешников, очищали их от грехов, после чего вводили в тайны культа своих богов. Посвященный получал железное кольцо, которое должен был носить в течение всей жизни.

     По мнению современных ученых, происхождение мистерий коренится в инициациях, древнейших обрядах перехода из одной возрастной группы в другую. В придании же мистериям описанного характера прослеживается влияние восточных религий, с которыми эллины познакомились, посещая Египет, Месопотамию и Финикию. Распространение мистерий связано, с одной стороны, с именами легендарных персонажей (Гермес, Орфей), а с другой - с вполне реальными людьми, например, с Пифагором, использовавшим принципы мистерий для обучения избранной молодежи наукам.

    

видеоконференцсвязь оборудование
Copyright © RIN 2002-   * religion@rin.ru