В основе индуистского мировоззрения лежит идея о том, что окружающий мир - это не случайное и хаотичное нагромождение вещей, а гармонически упорядоченное целое, существующее в соответствии с определёнными закономерностями. Всеобщий и вечный порядок, сохраняющий и удерживающий целостность мира, - это дхарма. Поэтому дхарма и является ключевым понятием в сложной системе индуистского мировоззрения.
Дхарма понимается как безличная закономерность вселенского целого и в то же время как закон, определяющий судьбу каждого отдельного человека. Поведение и действия человека оцениваются по их соответствию дхарме. Каждый человек действует в соответствии со своими намерениями и желаниями. До тех пока он обуреваем желаниями и страстями, он будет страдать и рождаться в этом мире, перевоплощаясь в растения, животных, людей и даже богов. Так будет продолжаться до тех пор, пока человек не освободится от всех желаний.
Идея вечного возвращения в земной мир, странствия духа из одной телесной оболочки в другую, круговорота жизни выражается в индуизме понятием "сансара", что означает "круг бытия". Оно выросло из учения упанишад о "пути богов" и "пути предков". Согласно этому учению, сумевшие обрести истинное знание следуют после смерти "путём богов".
Те же, кто был озабочен лишь мирским существованием, направлялись после смерти к луне, а затем возвращались в земной мир, совершая "круг перерождений". Впрочем, круг сансары не ограничивается лишь земным существованием. В него входят и круги ада (миры мучений), и сферы райского блаженства.
Череда перерождений в сансаре регулируется законом воздаяния, называемым "карма". В буквальном переводе карма - это поступок, деяние. Согласно этому закону, перерождения всегда обусловлены поступками в предыдущих жизнях.
Любой осознанный поступок человека откладывается в его глубинной памяти и запечатлевается на его тонком, невидимом теле - лингашарире. Он хранится там, созревает и при благоприятных внешних обстоятельствах проявляется. Убийца, например, в одном из своих будущих перерождений сам будет убит или попадёт в ад, где подвергнется мучительным пыткам.
Прекращение действия закона кармы и освобождение от уз сансары - это конечная и высшая цель жизни индуиста. Эта цель называется на санскрите "мокша", то есть "избавление, освобождение". Мокша означает освобождение от тягот и превратностей бренного мирского существования. Как правило, это состояние описывается как "пребывание в боге". Достичь этой цели можно разными методами, путями и средствами.
В индуизме каждый волен избрать ту дорогу к богу, которая ему ближе, и ни одна из них не считается лучше или хуже остальных. Тем не менее, можно выделить три основных пути постижения божества и служения ему. Это - карма-марга, джняна-марга и бхакти-марга.
Карма-марга, то есть "путь деяний", заключается в том, чтобы следовать своей дхарме, причём исполнять свой долг нужно бескорыстно, с полным внутренним отречением и не думая о результатах. Джняна-марга - это "путь знаний". Он предполагает размышление, интуитивное углубление, обретение знания Единого Абсолюта - Бога. На этом пути следует развивать интеллектуальные способности и сверхчувственную интуицию, продумывать речения упанишад и стремиться постичь высшую мудрость, запечатлённую в них.
Бхакти-марга - это путь всепоглощающей преданности личному богу, безграничное вверение себя ему. Горячая любовь и безраздельная преданность очищают сердце и направляют мысль к высшему знанию. Каждое дыхание тот, кто избрал этот путь, совершает ради своего возлюбленного божества и воспринимает его как приносимую жертву.
Вера в карму, сансару и возможность освобождения от них, признание авторитета вед и основанного на нём брахманического порядка являются общими для большинства индуистов. Отметить следует и тот факт, что индуистом можно только родиться, имея, по крайней мере, одного родителя-индийца. Постороннему проникнуть в лоно этой религии не помогут никакие религиозные заслуги.
|