Каждый мусульманин в своей жизни обязан выполнять следующие пять правил:
1. Произнесение шахада или словесного свидетельства о своей вере: "Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед -посланник Аллаха".
2. Индивидуально или коллективно верующие должны пять раз в день совершать салат (намаз) или молитву, стоя на коленях и обращая лицо к Мекке.
3. Соблюдать саул (пост) рамадан (рамазан) в течение месяца.
4. Давать закат или налог в пользу бедных.
5. Совершить хотя бы раз в жизни хадж - паломничество в Мекку. Тот же, кто по разным причинам не может лично совершить хадж, может и должен нанять себе "заместителя", то есть человека, который совершит это вместо него.
Как видим, здесь нет и слова о соблюдении заповедей, об изменении эгоистического характера людей, что так отличает учение Христа. Достаточно лишь совершить эти пять нехитрых предписаний, и человек становится угодным Аллаху. Одной из догм ислама, является джихад или священная война, которую обязан вести каждый мусульманин в случае ее провозглашения - это джихад меча. Кроме того, выделяется джихад веры, то есть наказание за преступление перед верой. Уже в XX в. с целью популяризации ислама мусульманские богословы говорят, что джихад включает также и борьбу со своими недостатками. Но эта чуждая воинственному исламу, "натянутая" философия возникла только в наше время и реального воплощения нигде не получила, особенно в мусульманских странах. Правовым и судебным разбирательством в исламе занимается особый суд - шариат (в переводе - "глубокое знание"). Законы шариата регулируют не только внешнее поведение человека, но и разбирают мотивы его поступков. Его отличает, особенно в глазах современного человека, жестокость - отрубление руки за воровство, наказание плетью и т. д. Одновременно с шариатом во многих исламских странах действует еще один свод законов и обычаев - адат, включающий в себя и одобряющий, в частности, законы кровной мести и пр. Сегодня существует масса философских школ и направлений в исламе, которые вели между собой на протяжении практически всей истории кровавые войны: это шииты (в переводе - "партия"), утверждающие, что главой мусульман может быть только кровный родственник Мухаммеда. Представители этого направления, в свою очередь, делятся на исмаилитов, карматов и т. д. Еще одно направление в исламе - сунниты, признающие кроме Корана и сунну (священное предание); хариджиты (восставшие) говорят о том, что халиф (глава мусульман) должен выбираться народом; мурджииты (откладыватели) утверждают, что для того, чтобы быть мусульманином и спасенным, необязательно жить согласно правилам, а достаточно только верить, нося веру в Аллаха в сердце; джабраиты утверждают о божественном предопределении жизни всякого человека. Кроме названных, наиболее распространенных, существует еще множество направлений в исламе.
|